Главная Новости Форум Файлы
муниципальное образовательное учреждение "Дубровская основная общеобразовательная школа"
Рабочая программа кружка "Основы православной культуры" 3 кл


«Дубровская основная общеобразовательная школа»

филиал МОУ « Новоржевская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Заведующая «Дубровская основная общеобразовательная школа» филиал

МОУ«Новоржевская средняя общеобразовательная школа»

________________/Т,В,Мишанёва/

«___» _________ 2016г.

«Утверждаю»

директор

МОУ «Новоржевская средняя общеобразовательная школа»

___________/В.А. Меркулова/

Приказ №  ______ от

«___» ____ 2016года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

по курсу внеурочной деятельности

«Основы православной культуры»

направление « Духовно-нравственное»

для 3 класса

Составитель:

Ярусова Марина Алексеевна

Учитель  1 квалификационной категории

2016-2017 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа  внеурочной деятельности разработана на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный закон № 273-ФЗ « Об образовании В Российской федерации» от 29 декабря 2012 г;

2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 « О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

3. Письмо Минобрнауки РФ от  12.05.2011 № 03-296 « Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного  образовательного стандарта  общего образования»

4. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 « Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»

5. Основной образовательной программы начального общего образования «Дубровская основная общеобразовательная школа» филиал МОУ «Новоржевская средняя школа»

6. Рабочая программа по основам православной культуры составлена на основе авторской программы А.В.Бородиной «История религиозной  культуры»

Цель:

- познакомить младших школьников с красотой окружающего мира, культурой нашего народа, дать начальные представления о Библии, иконах, храмах России.

- Формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи :

- изучение православной религиозной традиции, истории христианства;

- изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами  Ветхого Завета;

- изучение православной этики;

- ознакомление с православным календарем;

- знакомство с агиографией;

- ознакомление с особенностями церковного искусства;

- изучение устройства православного храма;

- ознакомление с мировыми религиями и сектами;

- ознакомление с древними религиями, включая в общих чертах славянскую мифологию;

- ознакомление с особенностями культовой архитектуры разных религий;

- ознакомление с основными видами православного богослужения;

- изучение церковнославянского языка;

- формирование целостного восприятия мира;

- воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;

- формирование культуры общения;

- предупреждение возможных тупиков личностного развития;

- воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;

- выработка этических принципов на основе традиций отечественной культуры;

- предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;

- воспитание патриотизма;

- формирование представления о культурном И историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального един­ства;

. - духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным цен­ностям отечественной культуры;

- приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;

- расширение и активизация словаря школьников путем дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;

- оказание помощи молодежи в успешной социализации в отечественную культуру;

- возрождение православных основ семьи;

- пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;

- творческое развитие ребенка на основе знаний об отечественной культуре и "'истории;

- воспитание потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.

В соответствии  учебным планом в 3 классе  на ОПК отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Бородина А. В. История религиозной культуры и Основы православной культуры: Концепция историко-культурологического религиозно-познавательного образования. – М.: ОПК, 2009.

2. Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. – Изд. 1-е, 2-е, испр. М.: ОПК, 2009

1.Ожидаемые результаты

Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достиже­ние следующих личностных, метапредметных и предметных ре­зультатов освоения содержания.

Личностные результаты:

· формирование основ российской гражданской идентичнос­ти, чувства гордости за свою Родину;

· формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание до­верия и уважения к истории и культуре всех народов;

· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

· развитие этических чувств как регуляторов морального по­ведения;

· воспитание доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

· развитие начальных форм регуляции своих эмо­циональных состояний;

· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстни­ками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

· наличие мотивации к труду, работе на результат, бережно­му отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

· овладение способностью принимать и сохранять цели и зада­чи учебной деятельности, а также находить средства её осуществ­ления;

· формирование умений планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррек­тивы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера оши­бок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

· адекватное использование речевых средств и средств ин­формационно-коммуникационных технологий для решения раз­личных коммуникативных и познавательных задач;

· умение осуществлять информационный поиск для выполне­ния учебных заданий;

· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

· овладение логическими действиями анализа, синтеза, срав­нения, обобщения, классификации, установления аналогий и при­чинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

· готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права  иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргумен­тировать свою точку зрения и оценку событий;

· определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельнос­ти;

· адекватно оценивать поведение свое  и  окружающих.

Предметные результаты:

· знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

· знакомство с основами светской и религиозной морали, по­нимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

· формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современно­сти России;

· осознание ценности нравственности и духовности в челове­ческой жизни.

2. Содержание программы 

«О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ БИБЛИЯ» — 34 ЧАСА

Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЕВАНГЕЛИИ?».

Рождество Христово и новая эра. Значение названия «Евангелие» в переводе с греческого — «Благая весть». Раскрытие смысла этого названия. Евангелие как главная часть Нового Завета, рассказывающая о Спасителе и спасении.

Как распространялось Евангелие.

Тема 2. «ОБРАЗ ВСЕЛЕННОЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ»

Храм как образ вселенной. Понятие о горнем и дольнем мире. Устроение и значение частей храма. Господь-Вседержитель.

Умеют ли говорить иконы? Язык иконы. Особенности изображения святости. Представленность тварного мира в иконе. О чём рассказывает цвет? Особенности использования цвета в иконе.

Как иконы представляют святых. Понятие о каноне. Изображение преподобных, столпников, блаженных, юродивых, целителей, бессребреников.

Иконы святых апостолов, евангелистов, святителей, равноапостольных. Евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Святая равноапостольная Нина. Святые равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга.

Понятие об иконографии. Образ и первообраз. История иконы Покрова Пресвятой Богородицы и иконы «Нечаянная радость». Представление об истории иконоборчества и иконопочитания.

Тема 3. «ПО ПРАЗДНИЧНЫМ ИКОНАМ ВСПОМИНАЕМ ЕВАНГЕЛИЕ»

Иконы о Рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы. Праведные Иоаким и Анна.

Икона Благовещения Пресвятой Богородицы.

Иконы Рождества Христова, Сретения Господня, Крещения Господа Иисуса Христа.

Иконы «Преображение Господне» и «Вход Господень в Иерусалим». Фавор, Фаворский свет. Пророки Илия и Моисей. Небесный Иерусалим.

Иконы Воскресения Христова, Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа. Пятидсятница. День Святой Троицы.

История и духовный смысл иконы Воздвижения Креста Господня. Святой равноапостольный Константин Великий. Святая равноапостольная царица Елена. Патриарх Макарий.

Тема 4. «БИБЛИЯ РАССКАЗЫВАЕТ О СОБЫТИЯХ ДО СПАСИТЕЛЯ»

Повествование о сотворении мира. Сотворение неба — невидимого духовного мира. Сотворение земли — видимого вещественного мира. Священное Писание. Ветхий Завет и Новый Завет. Бытие. Понятие о духах, Деннице, аде.

Второй – пятый дни творения мира.

Шестой день творения мира. Первые люди. Представление о рае.

Дерево жизни и дерево познания добра и зла. Грехопадение. Изгнание из рая. Последствия грехопадения и миссия Спасителя. Каин и Авель. Первое человекоубийство.

Расселение людей. Потомки Сифа. Патриархи. Святой Енох. Всемирный потоп. Ной. Строительство ковчега. Жизнь Ноя и его детей после потопа. Сим, Иафет и Хам. Осуждение Хама. Вавилонское столпотворение и рассеяние людей. Праведный Авраам. Идолопоклонство. Сарра. Лот. Земля Ханаанская. Хеврон и дубрава Мамре. Завет Господа с Авраамом. Рождение Измаила. Агарь.Явление Святой Троицы Аврааму. Ипостась. Икона Андрея Рублева «Троица».Гибель нечестивых городов Содома и Гоморры. Соленое море — Мёртвое море.

Египетское рабство евреев. Рождение и юность пророка Моисея. Призвание пророка Моисея. Неопалимая Купина. Аарон.

Пасха Ветхозаветная. Пасхальный агнец. Выход израильтян из Египта. Манна. Гора Синай. Синайское законодательство. Скрижали. Золотой телец. Земля обетованная.

Ветхозаветное законодательство. Отражение сюжетов Ветхого Завета в живописи, скульптуре, поэзии и музыке. Новый Израиль. Отражение преемственности Ветхого и Нового Заветов в иконостасе. Ветхозаветные пророки о Мессии.

Итоговое повторение «Что узнали? Чему научились?»

3.Тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Дата по плану

«Что мы знаем о Евангелии»-2 ч.

1.

Рождество Христовои Новая эра.

1

2.

Как распространялось Евангелие.

1

«Образ вселенной в православной культуре»

-7 ч.

3.

Храм как образ вселенной.

1

4.

Умеют ли говорить иконы?

1

5.

О чем рассказывает цвет?

1

6.

Как иконы представляют святых.

1

7.

Как выглядят на иконах святые апостолы, евангелисты, святители и равноапостольные.

1

8.

Что такое иконография?

1

9.

Как боролись с иконами.

1

По праздничным иконам вспоминаем Евангелие -6 ч.

10.

О Рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы

1

11.

Икона Благовещения Пресвятой Богородицы

1

12.

Иконы Рождества Христова, Сретения Господня, Крещения Господня

1

13.

Иконы «Преображение Господне» и «Вход Господень в Иерусалим»

1

14.

Иконы Воскресения Христова, Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа

1

15.

Воздвижение Креста Господня

1

«Библия рассказывает о событиях до Спасителя»-18 ч.

16.

О начале творения мира.

1

17.

Второй-пятый дни творения мира.

1

18.

Шестой день творения.

1

19.

Изгнание из рая.

1

20.

Авель и Каин.

1

21.

Расселение людей.

1

22.

Всемирный потоп.

1

23.

Вавилонское столпотворение.

1

24.

Праведный Авраам.

1

25.

Завет Господа с Авраамом.

1

26.

Рождение Измаила.

1

27.

Явление Святой Троицы Аврааму.

1

28.

Гибель нечестивых городов.

1

29-30.

Рождение Пророка Моисея. Призвание.

1

31.

Пасха Ветхозаветная

1

32.

Ветхозаветное законодательство.

1

33.

Новый Израиль.

1

34.

Итоговое повторение «Что узнали? Чему научились?» - 1ч.

1





Пользователям
Логин   
Пароль 


 

Новости
В данном разделе новостей нет