Главная Новости Форум Файлы
муниципальное образовательное учреждение "Дубровская основная общеобразовательная школа"
Рабочая программа кружка "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

"Дубровская основная общеобразовательная школа»

филиал МОУ «Новоржевская средняя школа»

РАССМОТРЕНО: «УТВЕРЖДАЮ»:

заведующая «Дубровская основная

общеобразовательная школа»

филиал МОУ Директор МОУ

«Новоржевская средняя школа» « Новоржевская средняя

школа»

_______________ Мишанёва Т.В. _____________Меркулова В. А.

Протокол 1 от « » _ 2016 г. Приказ от « » ____2016 г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

(направление духовно-нравственное)

кружок «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

в 5 классе

учителя 1 квалификационной категории

Ярусовой М. А.

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе ФЗ 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г., Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; - М.: Просвещение,2010г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. (А.Я.Данилов, А.М.Кондаков, В.А.Тишков), - М.: Просвещение, 2009г.,Примерной программы « Основы духовно-нравственной культуры народов России»: авторы н.В.Виноградовой, В.И. Власенко, А.И. Полякова, «Вентана-Граф», 2012, авторской программы Л.Н. Жиронкиной, Н.И. Родиной «Основы духовно-нравственной культуры народов России», Орел 2014г.
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предназначен для обучающихся в 5-х классах в условиях реализации ФГОС ООО. Основная миссия курса - обогатить процесс воспитания в общеобразовательной школе новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций, общечеловеческих ценностей и религиозных верований. Основа всех ценностей нравственность. Нравственный аргумент является главным в диалоге с детьми. Патриарх всея Руси Кирилл отметил: «Если нравственность уходит из жизни общества, то оно превращается в волчью стаю, в банку со скорпионами, и людям ничто не препятствует уничтожать друг друга. Никакие юридические законы не возместят утрату обществом и человеком нравственного начала».

Цель учебного курса формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций многонационального народа России и уважения к ним.

Задачи учебного курса:

- выделить в разных субкультурах общие ценности и показать их влияние на развитие цивилизации и на жизнь современного общества;

- развивать представление обучающихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни человека, семьи, общества;

- выработать убеждение в том, что отношение к члену общества определяется не принадлежность к какому-то этносу, а его нравственным характером поведения, чувством любви к своей Родине, уважением к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.

Общая характеристика учебного предмета

Особое значение изучения данного предмета определяется возрастными и познавательными возможностями детей 11-12 лет, когда наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям; они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).

Для реализации поставленных целей и задач курса рекомендовано сочетание разных методов обучения чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. Данные методы помогут обеспечить:

организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;

отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы, карты);

последовательное введение новых терминов и понятий, культурологического и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).

Место учебного предмета в учебном плане

Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 учебный час в неделю.

1.Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам.

В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

  1. готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;

  2. достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

  3. личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, формирование его ценностного взгляда на окружающий мир, основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; ценностей многонационального российского общества; воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания; понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Личностные результаты:

- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;

- проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

-стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Метапредметные результатыопределяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

-овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Предметные результатыобучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Универсальные учебные действия.

Познавательные:

- характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;

- сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

- различать культовые сооружения разных религий;

- формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.

Коммуникативные:

- рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;

- кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).

Рефлексивные:

- оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;

- анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.

Информационные:

- анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).

К концу обучения учащиеся научатся:

  1. воспроизводитьполученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя;

  2. сравниватьглавную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.

  3. проводить аналогиимежду героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

  4. участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

  5. Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

  6. Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
    известных личностей.

  7. Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

  8. Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.

  9. Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.

  10. Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

  11. Работать с историческими источниками и документами.

2.Содержание курса.

  1. В мире культуры.

Понятие культуры. Культура каждого народа неповторима. Культурные традиции разных народов России. Культура народа, рожденная религией. Величие многонациональной культуры народов России. Народ творец и носитель культуры. Законы нравственности часть культуры обществ.

  1. Нравственные ценности российского народа.

Защита Отечества долг каждого гражданина, не зависимый от его национальности, вероисповедания. Великая Отечественная война пример выполнения долга граждан России разных национальностей. Подвиги воинов представителей разных народов.

Люди труда. Бережное отношение к природе. Семья хранитель духовных ценностей.

  1. Религия и культура.

Понятие религии. Роль религии в развитии культуры. Культурное наследие христианской Руси. Культура ислама. Культура иудаизма. Культурные традиции буддизма.

  1. Как сохранить духовные ценности.

Забота государства о сохранении духовных ценностей. Хранение памяти предков забота всех поколений.

  1. Что составляет твой духовный мир.

Образование и его роль в жизни человека и общества. Чтение важная часть культуры человека. Многообразные интересы человека. Внутренняя и внешняя культура поведения. Нравственные качества человека.

Учебно-тематический план

раздела

Учебный раздел

Количество часов

теория

проектная деятельность

1

В мире культуры

4

2

Нравственные ценности российского народа

11

2

3

Религия и культура

7

4

Как сохранить культурные ценности

2

1

5

Твой духовный мир

5

2

Итого: 34





Пользователям
Логин   
Пароль 


 

Новости
В данном разделе новостей нет