Главная Новости Форум Файлы
муниципальное образовательное учреждение "Дубровская основная общеобразовательная школа"
Рабочая программа кружка "Основы духовно-нравственной культуры народов России" 6 кл

"Дубровская основная общеобразовательная школа»

филиал МОУ «Новоржевская средняя школа»

РАССМОТРЕНО: «УТВЕРЖДАЮ»:

заведующая «Дубровская основная

общеобразовательная школа»

филиал МОУ Директор МОУ

«Новоржевская средняя школа» « Новоржевская средняя

школа»

_______________ Мишанёва Т.В. _____________Меркулова В. А.

Протокол 1 от « » _ 2016 г. Приказ от « » ____2016 г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

(направление духовно-нравственное)

кружок «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

в 6 классе

учителя 1 квалификационной категории

Ярусовой М. А.

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе ФЗ 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г., Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; - М.: Просвещение,2010г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. (А.Я.Данилов, А.М.Кондаков, В.А.Тишков), - М.: Просвещение, 2009г., Примерной программы « Основы духовно-нравственной культуры народов России»: авторы Н.В.Виноградовой, В.И. Власенко, А.И. Полякова, «Вентана-Граф».
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предназначен для обучающихся 6-х классов в условиях реализации ФГОС ООО. Основная миссия курса - обогатить процесс воспитания в общеобразовательной школе новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций, общечеловеческих ценностей и религиозных верований. Основа всех ценностей нравственность. Нравственный аргумент является главным в диалоге с детьми.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через т.н. «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.


Цель программы

Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры, изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия Орловского края и России, стремление возродить традиции семейного воспитания.

Задачи программы
1. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
2. Создать условия для восприятия целостной картины мира.
3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
4. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
5. Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.
6. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.
7. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
8. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами право славной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).

Общая характеристика учебного предмета

Особое значение изучения данного предмета определяется возрастными и познавательными возможностями детей 12-13 лет, когда наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям; они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Шестиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).

Для реализации поставленных целей и задач курса рекомендовано сочетание разных методов обучения чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. Данные методы помогут обеспечить:

организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений), особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур;

отражение основного содержания в иллюстративном ряде (тематические фотографии и рисунки, схемы, карты);

последовательное введение новых терминов и понятий, культурологического и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).

В курсе преподавания ОДНКНР заложены следующие принципы:
I. Принципы духовно-нравственного воспитания.
Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»).
Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).
Природосообразность (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).
Культуросообразность (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной куль туры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов).
Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ).
II. Принципы отбора содержания образования.
Научность и каноничность (сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью).
Учет требований типовых программ.
Многоуровневостъ (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).
III. Принципы организации занятий.

Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.

Место учебного предмета в учебном плане

Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 учебный час в неделю.

1.Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам.

В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

  1. готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;

  2. достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

  3. личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, формирование его ценностного взгляда на окружающий мир, основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; ценностей многонационального российского общества; воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания; понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Личностные результаты:

- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;

- проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

-стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

-овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Универсальные учебные действия.

Познавательные:

- характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;

- сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

- различать культовые сооружения разных религий;

- формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.

Коммуникативные:

- рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;

- кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).

Рефлексивные:

- оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;

- анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.

Информационные:

- анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).

К концу обучения учащиеся научатся:

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;
формулировать самому простые правила поведения в природе;
осознавать себя гражданином России;
объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
уважать иное мнение;
вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;
учиться обнаруживать и формулировать проблему, выбирать тему проекта;
составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);
в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;
понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
предполагать, какая информация нужна;
отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
выстраивать логическую цепь рассуждений;
представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
•  предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.


2.Содержание программы

Введение.

Занятие 1. «Россия родина моя»

Просмотр презентации о России, её достопримечательностях, о великих людях, о народах, о символах России и Орловского края. Сравнительный анализ прошлого и настоящего страны.

Мир вокруг нас

Занятие 2. «Рукотворный и нерукотворный мир»

Учить видеть отличие мира, созданного руками человека, от мира природы (нерукотворного). Конкурс детских поделок.

Занятие 3. «Мир - наш дом»

Обратить внимание учащихся на богатство, красоту и разнообразие окружающего мира. Способствовать пониманию необходимости бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам, как единственной возможности их сохранения.

Занятие 4. «Времена года»
Познакомить с временами года, прививать любовь к природе. Заочная экскурсия «Парк во все времена года». Изготовление книжек-раскладушек «Моё любимое время года».
Занятие 5. «Питание, отдых, здоровье, болезни»

Во время просмотра презентации обратить внимание детей на режим дня, правила личной гигиены, профилактику различных заболеваний. Подвижные игры на свежем воздухе.

Занятие 6. «Жизнь человека»
Открыть путь к правильному пониманию нравственно-религиозной стороны познания окружающего мира, способствовать развитию творческой личности ребёнка. Конкурс рисунков «Каким я вижу своё будущее»

Дерево добра

Занятие 7. «О дружбе и друзьях»
Формирование умения ценить дружбу, дорожить друзьями и хорошими отношениями со своими одноклассниками; развивать стремления быть терпимым в обществе людей. Практическая часть проводится в форме конкурса рисунков «Рисунок дружбы» (коллективная работа) и психологической игры «Волшебный стул»
Занятие 8. «Милосердие, сочувствие»
Способствовать осмыслению понятий «милосердие», «сочувствие» и учить различать их; воспитывать уважение к окружающим. Изготовление « цветика милосердия»
Занятие 9. «Правда и ложь»

Учить детей быть правдивыми, честными. Чтение рассказов о правде и лжи. Работа с легендами.

Занятие 10. «Добрые слова и добрые дела»

Научить ребенка видеть в себе движения к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие), формировать христианское отношение к ближним.

Занятие 11. «Стыд и совесть»

Уточнить значение таких нравственных категорий, как совесть, стыд, раскаяние; формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.

Край, в котором ты живешь

Занятие 12. «История возникновения родного города»

Познакомить ребят с историей своей малой родины, развивать чувство патриотизма и гордости за свою Родину; способствовать формированию ценностного отношения к своей малой родине; развивать творческие способности учащихся.

Занятие 13. «Памятники города Малоархангельска»

Знакомить детей с родным городом: история, природно-географические особенности, историческое значение города в жизни России.

Занятие 14. «Храмы и соборы Малоархангельского района»
Знакомить с храмами и соборами Малоархангельского района. Экскурсия к памятникам.
Занятие 15. «Проект. Память моей земли»

В чем проявляется память предков? Как мы храним эту память?

Православная Россия в лицах

Занятие 16. «Откуда пошла земля русская?»
Круглый стол «Земля русская» (с презентацией) Историческая викторина «Колесо истории»
Занятие 17. «Их почитают на Руси»
Познакомить с отдельными эпизодами истории России и великими людьми; раскрыть смысл понятия «патриотизм»
Занятие 18. «Святые покровители Орловского края»

Знакомить с историей Орловского края и его Святыми Покровителями.

Заочная экскурсия в храмы: «Репродукции с икон с изображениями святых покровителей» («Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София», «Святой благоверный князь Александр Невский», Великомученик Георгий Победоносец», «Святая блаженная Ксения Петербургская», «Святой угодник Николай Чудотворец».)
Занятие 19. «Святая Пречистая Богородица»

Встреча с представителями православной церкви

Занятие 20. «Экскурсия в храм»

Православная культура

Занятия данного цикла знакомят детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России, помогают в подготовке и проведении (с участием детей и родителей) календарных праздников, раскрывают их жизненный смысл.

Занятие 21. «Рождество Христово». Праздник «Рождественские колядки»
Занятие 22. «Пасха». Конкурс детских поделок «Пасхальное яйцо»
Занятие 23. «Троицын день»
Занятие 24. «Введение во Храм»
Занятие 25. «Покров»
Занятие 26. «Иконография». Заочная экскурсия в мастерскую иконографии. Конкурс рисунков «В мастерской»

Хозяева и хозяюшки

Занятие 27. «Мать и дитя»
Формировать умение понимать свое место в семье, прививать уважение и любовь к матери через презентацию «Самая прекрасная»
Занятие 28. «Семья, дом»
Знакомство с осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней. Конкурс между командами «Гостеприимные хозяева», в котором дети должны представить свой вариант приёма гостей с приготовлением простых блюд.
Занятие 29. «Святые семьи»
Дети знакомятся с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье. Встреча с матушкой. Игра «Секреты бабушкиного сундучка»
Занятие 30. «Братья и сёстры»

Помочь сформировать правильное отношение к семье, ее членам, их взаимоотношениям. Разыгрывая жизненные ситуации, помочь увидеть образцы поведения членов семьи. Помочь ребенку оценить свое место в семье.

Занятие 31. «Послушание и непослушание»

Чтение легенды о Крепости Чёрная Башня.

Рисование: «Что я не хочу, чтоб было в моём сердце».
Занятие 32. «Моя родословная»

Способствовать закреплению интереса к истории своей фамилии, своей семьи, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать партнерские отношения с семьей. Создание генеалогического дерева.

Итоговое занятие 33-34. Диагностическая работа. Праздник «Дерево добра»

3.Тематический план

п/п

Наименование раздела и темы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Введение.

Россия родина моя.

1

1

-

2.

Мир вокруг нас

Рукотворный и нерукотворный мир

5

5

4

3.

Мир - наш дом

4.

Времена года

5.

Питание, отдых, здоровье, болезни

6.

Жизнь человека

7.

Дерево добра

О дружбе и друзьях

5

5

4

8.

Милосердие, сочувствие

9.

Правда и ложь

10.

Добрые слова и добрые дела

11.

Стыд и совесть

12.

Край, в котором ты живешь

История возникновения родного города

4

4

2

13.

Памятники города Малоархангельска

14.

Храмы и соборы Малоархангельского района

15

Проект. Память моей земли

16

Православная Россия в лицах

Откуда пошла земля русская?

5

5

2

17

Их почитают на Руси

18

Святые покровители Орловского края

19

Святая Пречистая Богородица

20

Экскурсия в храм

21

Православная культура

Рождество Христово

6

6

3

22

Пасха

23

Троицын День

24

Введение во Храм

25

Покров

26

Иконография

27

Хозяева и хозяюшки

Мать и дитя

6

6

3

28

Семья, дом

29

Святые семьи

30

Братья и сестры

31

Послушание и непослушание

32

Моя родословная

33

Диагностическая работа

34

Итоговое занятие.
Праздник «Дерево добра»

1

1

1






Пользователям
Логин   
Пароль 


 

Новости
В данном разделе новостей нет