Главная Новости Форум Файлы
муниципальное образовательное учреждение "Дубровская основная общеобразовательная школа"
Рабочая программа Естествознание 5 кл


«ДУБРОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ФИЛИАЛ МОУ «НОВОРЖЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

РАССМОТРЕНО:  «УТВЕРЖДАЮ»:

Руководитель МО  Директор МОУ

Новоржевской средней школы «Новоржевская средняя школа»

____________ Фёдорова С.А.  ___________ Меркулова В.А.

Протокол №  от «  » 08.2016г.  Приказ № от « »08.2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по естествознанию

в 5 классе

учителя I квалификационной категории

Мишанёвой Т.В.

2016 -2017 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по естествознанию 5 класса составлена

· в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации в редакции от 17 декабря 2010г. №1897).

на основе:

· основной образовательной программы основного общего образования «Дубровская основная общеобразовательная школа» филиал МОУ «Новоржевская средняя школа» (принята на педагогическом совете протокол №1 от 26 августа 2015 г.)

· авторской  программы  основного общего образования по естествознанию 5  класс, авторы: Н.И. Сонин, А. А. Плешаков, 2010 г.

· Рабочей программы  для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2012 г.

Используемый учебник: А. А. Плешаков, Н.И. Сонин, Естествознание. Введение в естественно-научные предметы, 5 класс, учебник: для общеобразовательных учреждений -2-е изд., стереотип, М.: Дрофа, 2013 г., рекомендован министерством образования Российской Федерации.

Изучение естествознания в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

- систематизация полученных знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

- формирование  первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ.

- воспитание ответственного бережного отношения к окружающей природе;  

- формирование экологического мышления и основ гигиенических мероприятий.

Задачи:

-освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

-овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать  выводы;

-развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

-воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

-применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Обучение естествознанию в 5 классе должно быть направлено на достижение обучающимися следующих  личностных результатов:

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;

- реализация установок здорового образа жизни;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; анализировать, сравнивать, делать выводы и др.; эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения учениками 5 класса программы по естествознанию являются:

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения, понятия, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы.

- умение работать с разными источниками информации (в тексте учебника, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью.

- умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения учениками 5 класса программы по естествознанию являются:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

- многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;

- строение живой клетки (главные части);

- царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

- среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

-  природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

-  изменения природы, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

-  важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

В ценностно-ориентационной сфере:

знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.

В сфере трудовой деятельности:

- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.

В эстетической сфере:

- выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

В результате изучения предмета «Естествознание» ученик должен:

знать / понимать:

естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать); многообразие тел, веществ и явлений природы и простейшие их классификации; отдельные методы изучения природы;

как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений);

строение живой клетки (главные части);

царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);

среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

как человек появился на Земле (на уровне представлений);

как люди открывали новые земли (приводить примеры, называть имена 3–5 великих путешественников-первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги);

изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать); основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

уметь:

узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;

приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

находить значение указанных терминов в справочной литературе;

кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);

пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

2. Содержание учебного предмета.

Изучение природы (4 часа).  Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

Практические работы: 3

Вселенная (11 часов). Представления о Вселенной древних народов. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Птолемею, Аристотелю. Взгляды на строение Вселенной в раннем средневековье. Система мира по Н.Копернику. Роль Дж.Бруно и Г.Галилео в развитии и пропаганде учения Н.Коперника. Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеориты и метеоры. Звезды и их многообразие. Солнце как ближайшая к нам звезда. Созвездия.

Практические работы: 2 Контрольные работы: 1.

Земля (18 часов). Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза - научное предположение. Гипотезы о возникновении Земли (Ж.Бюффон, И.Кант, Д.Джинкс, О.Ю.Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли. Внутреннее строение Земли: мантия, ядро, земная кора. Строение земной коры. Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры. Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси. Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире. Суша планеты, материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера Состав воздуха. Облака. Типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей. Гидросфера и ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники, айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля. Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности положения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни.

Практические работы: 5  Контрольные работы: 1.

Жизнь на Земле (15 часов). Развитие жизни на Земле, жизнь в древнем океане, леса каменноугольного периода, расцвет древних пресмыкающихся, птицы и звери прошлого. Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро - главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Беспозвоночные и позвоночные животные. Наземно-воздушная, водная и почвенная среда обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков. Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины, пустыни, влажный тропический лес. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Практические работы: 7  Контрольные работы: 1.

Человек на Земле (16 часов). Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитек, австралопитек. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). История географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники. Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновые дыры, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание, его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

Практические работы: 3  Контрольные работы: 1.

Резерв – 4 часа.

3. Тематическое планирование.

№ урока

Тема

Кол-во

часов

Экскурсии

Практические работы

Контрольные работы

1

Изучение природы

4

-

3

-

2

Вселенная

11

-

2

1

3

Земля

18

-

5

1

4

Жизнь на Земле

15

-

7

1

5

Человек на Земле

16

1

3

1

6

Резерв

4

-

-

-

Итого

68

1

20

4





Пользователям
Логин   
Пароль 


 

Новости
В данном разделе новостей нет