Главная Новости Форум Файлы
муниципальное образовательное учреждение "Дубровская основная общеобразовательная школа"
Рабочая программа по географии 6 кл

«ДУБРОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ФИЛИАЛ МОУ «НОВОРЖЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

РАССМОТРЕНО: «УТВЕРЖДАЮ»:

Руководитель МО  Директор МОУ

Новоржевской средней школы «Новоржевская средняя школа»

____________ Фёдорова С.А. ___________ Меркулова В.А.

Протокол №  от «  » 08.2016г. Приказ № от « »08.2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

в 6 классе

учителя I квалификационной категории

Мишанёвой Т.В.

2016 -2017 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по географии 6 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации в редакции от 17 декабря 2010г. №1897)

· на основе:

· основной образовательной программы основного общего образования «Дубровская основная общеобразовательная школа» филиал МОУ «Новоржевская средняя школа» (принята на педагогическом совете протокол №1 от 26 августа 2015 г.)

· авторской программы по географии для 6  классов  География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. - Т.П. Герасимова. Начальный курс географии -  М., Дрофа, 2004 г.

· Рабочей программы по географии 7 / Сост. Е. В. Овсянникова. – М.: Дрофа 2013. – 126 с. – (Программы для общеобразовательных учреждений)

Используемый учебник: Герасимова Т. П., Неклюкова, Н. П. Начальный курс географии 6 класс. –  Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012 г. Рекомендован Министерством образования Российской Федерации.

Начальный курс географии — первый среди систематических курсов этой дисциплины. Главная цель курса — формирование представлений о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают перво­начальными представлениями и понятиями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, и, прежде всего карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления знаний (в форме представлений), которые будут использоваться в дальнейшем при изучении географии.

Изучение географии в 6 классе школы направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Задачи, решаемые в начальном курсе физической географии  можно сформулировать следующим образом:

Ø Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

Ø Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

Ø Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

Ø Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе;

Ø Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира.

Ø Сформировать  у обучающихся  специальные и общеучебные умения, позволяющие  самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу;

Ø Воспитывать  патриотов, толерантных  к другим народам и культурам.

Ø Сформировать навыки бережного отношения к окружающей среде.

Ø Показать обучающимся, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся знания;

- формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях

(житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных

районов и стран;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

Метапредметными результатами изучения курса является формирование

универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные:

-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;

-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

-в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

- понимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану

Познавательные:

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;

- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

- осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию, самостоятельно находит её в материалах учебников, тетрадей, ресурсах ИНТЕРНЕТ

Комммуникативные:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

- задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения

Предметными результатами изучения курса в 6- х классах являются следующие умения:

– осознание роли географии в познании окружающего мира:

– объяснять роль различных источников географической информации.

– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

– объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

– объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;

– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

– определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;

– различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;

– выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;

– выделять причины стихийных явлений в геосферах.

– использование географических умений:

– находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

– составлять описания различных географических объектов на основе анализа  разнообразных источников географической информации;

– применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

– использование карт как моделей:

– определять на карте местоположение географических объектов.

– понимание смысла собственной действительности:

– формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения  окружающей среды;

– использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды

2. Содержание учебного предмета.

Раздел I ВВЕДЕНИЕ 

География — наука о природе Земли, ее населе­нии, его хозяйственной деятельности, о связях между ними; значение науки для человека и общества; осо­бенности начального курса. Земля — планета Солнечной системы (повторение ранее изученного по природоведению о суточном и го­довом движении Земли). Луна — спутник Земли. Раз­витие знаний о Земле; форма и размеры Земли. Совре­менные географические исследования; формы их ор­ганизации и методы.

Наблюдений за температурой воздуха, облачностью, видами осадков, направлением ветра.

Пр. р.1 Экскурсия на местность. Инструктаж по ТБ. Организация работы по составлению календаря погоды (наблюдений за температурой воздуха, облачностью, видами осадков, направлением ветра)

Раздел II  ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ 

Особенности разных видов изображений местности: рисунок, фото сверху (аэрофото), снимки из космоса.

Тема 1. План местности

Условные знаки плана. Масштабы плана. Сторо­ны горизонта на местности и на плане. Относительная и абсолютная высота точки местности. Изображение неровностей земной поверхности на плане горизонталями.

Способы съемки плана местности. Общие приемы работы при глазомерной съемке плана местности. Осо­бенности изображения своего или ближайшего населенного пункта (села, города или части города). Опре­деление (примерно) местонахождения своей школы.

Использование планов местности в практической деятельности человека.

Практическая работа  Топографический диктант. 2. Работа с компасом по ориентированию.

Определение направлений и расстояний. 3. Измерение объектов относительной высоты точек местности. Изображение рельефа местности горизонталями. (построение холма). 4. Чтение плана местности, определение направлений, расстояний, абсолютной и относит. высоты. (устно)

5. Составление плана маршрутной съемки по описанию.

Тема 2. Географические карты 

Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий, на аэрокосмических снимках. Градусная сетка на глобусе и географиче­ской карте. Меридианы и параллели. Определение на­правлений. Географические координаты. Условные знаки и масштабы карт. Изображение суши и океа­нов. Шкала высот и глубин. Абсолютная высота. Го­сударство на карте мира.

Географические координаты своего населенного пункта и его высота над уровнем моря.

Использование географических карт в практиче­ской деятельности человека.

Практическая работа № 1. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.

  1. Нанесение на  к/к местоположения своего населенного пункта, направления и расстояния от своего нас. пункта до ближайшего до ближайшего моря, озера, реки.
  2. Определение по карте высот и глубин объектов

Раздел III СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ 

Тема 1. Литосфера 

Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Зем­ная кора — внешняя оболочка. Ее строение, свойства, современные исследования. Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Их свойства и использование человеком: руд­ные, горючие, строительные, химические и др.

Основные виды движений земной коры: верти­кальные и горизонтальные. Землетрясения, изверже­ния вулканов. Горячие источники и гейзеры.

Разнообразие рельефа земной коры. Основные формы рельефа земной поверхности: плоские,

выпук­лые (холм, гора), вогнутые (котловины, горная до­лина, овраг). Картографическое изображение этих форм, отметки высот и горизонтали.

Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые), различия по высоте. Изменения гор во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов. Влияние человека.

Равнины суши: их рельеф, различия по высоте. Изменения равнин во времени при взаимодействии внешних и внутренних процессов. Влияние человека.

Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина материков, ложе океана (котловины, срединно-океанические хребты), переходные области. Изучение рельефа дна Мирового океана.

Особенности рельефа своей местности.

Практическая работа № 1. Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам). 2. Описание горной страны по типовому плану.

3. Описание равнины по типовому плану.

Тема 2. Гидросфера 

Вода на Земле — как единая оболочка в разных ее частях. Три основные части: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере. Свойства воды: усло­вия перехода из одного состояния в другое, изменение объема при нагревании и охлаждении, вода — раство­ритель. Мировой круговорот воды, его значение в свя­зи всех оболочек Земли. Мировой океан — основная часть гидросферы, его единство. Участки суши: материки и острова, их части — полуострова. Деление Мирового океана на четыре океана, каждый из которых имеет: моря (ок­раинные и внутренние), заливы, соединение их — проливы.

Свойства вод Мирового океана: соленость, темпера­тура. Движения вод (ветровые волны, цунами, прили­вы и отливы, океанские течения). Изучение океана.

Воды суши: подземные (грунтовые и межпласто­вые), поверхностные. Реки. Элементы речной доли­ны. Речная система, бассейн реки и водораздел. Пита­ние и уровень реки, зависимость реки от рельефа. Озера. Озерные котловины и их образование. Озера сточные и бессточные. Озерные воды (пресные, соле­ные). Ледники. Искусственные водоемы: каналы, во­дохранилища, пруды. Использование и охрана по­верхностных вод.

Практическая работа № 1. Описание моря по плану. 2. Характеристика карты океанов (устно). 3. Характеристика реки по типовому плану.4. Характеристика озера по типовому плану.

Тема 3. Атмосфера 

Атмосфера и ее части. Значение атмосферы для жизни на Земле и меры против ее загрязнения. Изу­чение атмосферы. Характеристики состояния атмос­феры: атмосферное давление, температура, водяной пар, облака, облачность, осадки, ветер. Способы опре­деления средних температур, направлений преобла­дающих ветров, количества осадков (за сутки, месяц, год, многолетний период).

Погода, ее характеристика, причины ее измене­ний. Взаимосвязи между элементами погоды.

Климат, его характеристика, распределение сол­нечного света и тепла по Земле. Пояса освещенности. Описание климата своей местности, причины его осо­бенностей: географическая широта, высота над уров­нем океана, рельеф, растительность, преобладающие ветры, положение относительно океанов, горных хребтов и равнин.

Практические работы №1. Составление графика температур. Определение средних температур. 2.  Построение «розы ветров». 3. Описание наблюдаемой погоды и климата своей местности.

Тема 4. Биосфера 

Разнообразие растений, животных, микроорганиз­мов на планете Земля. Взаимосвязи между организ­мами. Неравномерность распространения растений и животных на суше. Распространение организмов в океане.

Воздействие организмов на земные оболочки: ат­мосферу, гидросферу, земную кору. Своеобразие со­става почвы, ее плодородие. Растения, животные, почвы своей местности.

Практическая работа № 1. Наблюдение и описание отдельных природных объектов. Выявление взаимосвязей природных компонентов ПК.

2. Составление полного описания географического комплекса своей местности

Раздел IV   НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ 

Человечество – единый биологический вид. Расы. Численность населения Земли, изменения ее на протяжении основных исторических эпох. Крупнейшие народы. Кто живет в нашей местности. Язык, обычаи.

Практическая работа.1. Обозначение на к/к крупнейших государств и их столиц.

3. Тематическое планирование

№п/п

Тема

Кол-во часов по программе

Кол. во П.Р.

1 четверть

Введение

План и карта

Географическая карта

4

9

5

1

5

3

всего

18

9

2 четверть

Географическая карта

Строение Земли

Оболочки Земли

Литосфера

Гидросфера

2

41

8

4

3

2

всего

14

5

3 четверть

Гидросфера

Атмосфера

10

12

2

3

всего

22

5

4 четверть

Биосфера

Население Земли

Повторение

7

5

2

1

1

Всего

14

21

Итого за год

68

21





Пользователям
Логин   
Пароль 


 

Новости
В данном разделе новостей нет