Главная Новости Форум Файлы
муниципальное образовательное учреждение "Дубровская основная общеобразовательная школа"
Рабочая программа по географии 8 кл

«ДУБРОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ФИЛИАЛ МОУ «НОВОРЖЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

РАССМОТРЕНО: «УТВЕРЖДАЮ»:

Руководитель МО Директор МОУ

Новоржевской средней школы «Новоржевская средняя школа»

____________ Фёдорова С.А. ___________ Меркулова В.А.

Протокол № от « » 08.2016г. Приказ № от « »08.2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

в 8 классе

учителя I квалификационной категории

Мишанёвой Т.В.

2016 -2017 учебный год

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета география.
2.Содержание учебного предмета география.
3.Тематическое планирование

Рабочая программа по географии 8 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации в редакции от 17 декабря 2010г. №1897)

  • на основе:

  • основной образовательной программы основного общего образования «Дубровская основная общеобразовательная школа» филиал МОУ «Новоржевская средняя школа» (принята на педагогическом совете протокол №1 от 26 августа 2015 г.)

  • авторской программы по географии для 8 классов (авторы Баринова И. И., Дронов В. П., «География России. » 8 класс – 2-е издание. – М.: Дрофа, 2013).

  • Рабочей программы по географии 8 / Сост. Е. В. Овсянникова. – М.: Дрофа 2013. – 126 с. – (Программы для общеобразовательных учреждений)

  • Используемый учебник: Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я. «География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 - 9 класс. Книга первая. – Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012 г. Рекомендовано Министерством образования науки Российской Федерации.

1.  Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты.

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии: – ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально- личностные позиции: гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

Ученик научится:

  • осознавать себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
  • осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
  • осознавать единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
  • осознавать значимость и общность глобальных проблем человечества;
  • гармонично развитые социальные чувства и качества: умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

Ученик получит возможность научиться:

  • эмоционально-ценностным отношениям к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
  • любить свою местность, свой регион, свою страну;
  • уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и образ жизни других народов, толерантность;
  • готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями; – образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Ученик научится:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности; - выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; - составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель; - работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер); -планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

Ученик получит возможность научиться:

работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет); свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий. в ходе представления проекта давать оценку его результатам; самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности; организовать свою жизнь в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия; уметь ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Познавательные УУД:

Ученик научится:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;
  • давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
  • осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
  • обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

Ученик получит возможность научиться:

  • представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;
  • самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий,
  • соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
  • уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.
  • уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций

Ученик получит возможность научиться:

  • применять методы информационного поиска;
  • умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • о логические действия; установление причинно следственных связей тбор информации, её преобразование,

Предметные

Ученик научится:

  • осознание роли географии в познании окружающего мира;
  • объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;
  • объяснять роль географической науки в решении проблем гармоничного социоприродного развития, освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира;
  • выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории;
  • определять причины и следствия геоэкологических проблем;
  • приводить примеры закономерностей размещения населения, городов;
  • оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации, степени урбанизации. использование географических умений;
  • анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений;
  • прогнозировать изменения: в природе, в численности и составе населения;
  • составлять рекомендации по решению географических проблем. использование карт как моделей
  • пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;

Ученик получит возможность научиться:

  • определять по картам местоположение географических объектов, понимание смысла собственной действительности;
  • формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;
  • выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политик.

2.Содержание учебного предмета

ВВЕДЕНИЕ (1ч)

Что изучает география России. Источники географических знаний.

Часть I

РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА (12 ч)

Тема 1: Географическое положение России

Виды географического положения России: физико-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения. Сравнение географического положения России и положения других государств.

Тема 2: Границы и административно-территориальное устройство России

Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория

Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Этапы и методы географического изучения терри­тории России.

Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.

Практические работы. 1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран. 2. Определение поясного времени для различных пунктов России.

3. Определение ГП Псковской области

Часть II ПРИРОДА (34 ч)

Тема 1: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участ­ки земной коры. Основные этапы геологической исто­рии формирования земной коры на территории стра­ны. Основные тектонические структуры.

Рельеф России: основные формы, их связь со стро­ением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутрен­них и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природ Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального: использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Проявление закономерностей формирования релье­фа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Рельеф и полезные ископаемые Московской области.

Практическая работа. 1.Сопоставление тектонической и физической карт и установление зависи­мости рельефа от строения земной коры на примере от­дельных территорий; объясне­ние выявленных закономер­ностей. 2. Определение и объяснение закономерностей размещения крупнейших каменноугольных и нефте-газовых бассейнов по тектонической карте.

Тема 2: Климат и климатические ресурсы

Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверх­ности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаря­емость, коэффициент увлажнения). Сезонность кли­мата.

Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.

Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.

Климат своего региона.

Практические работы. 1. Определение по картам зако­номерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. 2. Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов.

Тема 3: Внутренние воды и водные ресурсы

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связан­ные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.

Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Водные ресурсы и человек. Неравномерность рас­пределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Практические работы. 1. Определение по картам и статистическим материалам особенностей питания, режима, годового стока, уклона и падения рек, возможностей их хозяйственного использования.2. Нанесение на к. к. рек крупных Псковской области 

Тема 4: Почва и почвенные ресурсы

Почва — особый компонент природы. В. В. Доку­чаев — основоположник почвоведения. Почва — на­циональное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.

Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Из­менение почв в процессе их хозяйственного использо­вания. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением.

Особенности почв своего региона и своей местнос­ти.

Практическая работа. Определение по картам условий почвообразования для основных зональных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности)

Тема 5: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Тема 6: Природное районирование

Формирование природных комплексов (ПТК) — результат длительного развития географической обо­рочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое райониро­вание России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.

Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь |и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные тер­ритории. Памятники всемирного природного наследия.

Природная зона своей местности. Ее экологические проблемы.

Практическая работа. 1. Составление по картам и статистическим материалам характеристики одного из видов природных ресурсов (значение, составные части, распределение по территории, пути и способы рационального использования)

2. Выявление по картам зависимостей между компонентами природы  на примере одной из ПЗ.

Часть III

НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (8 ч)

Тема 1: Численность населения

Численность населения России в сравнении с дру­гими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России.

Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.

Тема 2: Национальный состав

Россия многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор форми­рования и развития России. Межнациональные про­блемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География ре­лигий.

Тема 3: Городское и сельское население страны

Особенности ур­банизации в России. Концентрация населения в круп­нейших городах и обострение в них социально-эконо­мических и экологических проблем. Городские агло­мерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности рас­селения сельского населения. Современные социаль­ные проблемы села.

Географические особенности размещения населе­ния: их обусловленность природными, исторически­ми и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.

Тема 4: Миграции населения

Внешние и внут­ренние миграции: причины, порождающие их. Ос­новные направления миграционных потоков на раз­ных этапах развития страны.

Тема 5: Трудовые ресурсы

Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размеще­нии хозяйства. Неравномерность распределения тру­доспособного населения по территории страны. Занятость, изменения структуры занятости населения. Проблемы безработицы.

Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества населения страны и качества его жизни — важнейшая социально-экономическая проблема.

Практические работы. 1. Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов и закономерностей их размещения.2. Определение по картам и статистическим материалам закономерностей в размещении населения и их объяснение.3. Определение по статистическим материалам тенденций в изменении числа занятых в различных отраслях и сферах современного хозяйства страны. 4. Определение по картам плотности и особенности размещения населения.

Часть IV

ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (12 ч)

Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие — первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства.

Тема 1: Первичный сектор экономики — отрасли, эксплуатирующие природу

Состав первичного сектора, особенности входящих в него отраслей. Понятие природных ресурсов, их классификации. Природно-ресурсный потенциал Рос­сии, его оценка, проблемы и перспективы использова­ния. Основные ресурсные базы.

Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйст­ва от других хозяйственных отраслей. Земля — глав­ное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны. Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития российского АПК.

Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.

Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.

Лесное хозяйство. Роль леса в жизни людей. Российские леса — важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География •лесов эксплуатационного назначения.

Охота. Заготовка пушнины — традиционная от­расль российской экономики. География пушного промысла. Выращивание пушного зверя.

Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысло­вых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бас­сейна. География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озерного рыбоводства.

Практические работы. 1. Составление типовой схемы АПК.2. Определение по картам основных р-нов выращивания с/х культур, гл. р-нов животноводства

3. Тематическое планирование

Раздел

Тема

Кол. – во часов

Пр. р.

Введение

1

Раздел 1. . Россия на карте мира 

13

3

Раздел 2. Природа России  - уроков

39

8

Тема 1.  Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. –

7

2

Тема  2. Климат и климатические ресурсы

9

1

Тема  3.  Внутренние воды и водные  ресурсы –

8

2

Тема  4.  Почва и почвенные ресурсы

4

1

Тема  5.  Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. –

3

2

Тема  6. Природное районирование –

8

Раздел 3 Население России.

10

4

Раздел 4. Хозяйство России.

4

2

Промежуточный контроль. Контрольная работа

1

ИТОГО

68

18

Промежуточная аттестация проводится в виде итоговой контрольной работы за курс 8 класса.

График проведения практических и контрольных работ

Четверть

Название практической работы.

Пр. р.

К. р

1 четверть

1: Характеристика ГП России. Сравнение ГП РФ и других стран.
2: Определение поясного времени для разных пунктов РФ. № 3 №3 .Определение ГП Псковской области
Контрольная работа № 1
4. Сопоставление тектонической и физической карт и установление зависи­мости рельефа от строения земной коры на примере от­дельных территорий; объясне­ние выявленных закономер­ностей.

4

1

2 четверть

5. Определение и объяснение закономерностей размещения крупнейших каменноугольных и нефте-газовых бассейнов по тектонической карте. (Работа с к/к. )
Контрольная работа 2

6: Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощенной радиации и их объяснение.

7 Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов.

Выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков.

Контрольная работа № 3

3

2

3 четверть

8. Определение по картам и статистическим материалам особенностей питания, режима, годового стока, уклона и падения рек, возможностей их хозяйственного использования. (Заполнение таблиц в тетради.)
9 П. Р. Нанесение на к. к. рек крупных Псковской области.
Контрольная работа № 4
10.Определение по картам условий почвообразования для основных зональных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности)
Контрольная работа № 5
11.Составление по картам и статистическим материалам характеристики одного из видов природных ресурсов (значение, составные части, распределение по территории, пути и способы рационального использования)
12: Выявление по картам зависимостей между компонентами природы  на примере одной из ПЗ.

5

2

4 четверть

Контрольная работа.№ 6
13. Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов и закономерностей их размещения. (Заполнение таблицы.)
14. Определение по картам и статистическим материалам закономерностей в размещении населения и их объяснение. (Работа с к/к и письменный вывод.)
15. Определение по статистическим материалам тенденций в изменении числа занятых в различных отраслях и сферах современного хозяйства страны.
16. Определение по картам плотности и особенности размещения населения.
Контрольная работа № 7
17. Составление типовой схемы АПК
18.  Определение по картам основных районов выращивания с/х культур, главных районов животноводства.
 Промежуточный контроль. Контрольная работа № 8

6

3

Всего

18

8





Пользователям
Логин   
Пароль 


 

Новости
В данном разделе новостей нет