Главная Новости Форум Файлы
муниципальное образовательное учреждение "Дубровская основная общеобразовательная школа"
Рабочая программа по географии 9 кл

«ДУБРОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ФИЛИАЛ МОУ «НОВОРЖЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

РАССМОТРЕНО: «УТВЕРЖДАЮ»:

Руководитель МО Директор МОУ

Новоржевской средней школы «Новоржевская средняя школа»

____________ Фёдорова С.А. ___________ Меркулова В.А.

Протокол № от « » 08.2016г. Приказ № от « »08.2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

в 7 классе

учителя I квалификационной категории

Мишанёвой Т.В.

2016 -2017 учебный год



Планируемые результаты освоения учебного предмета география.

Рабочая программа по географии 9 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации в редакции от 17 декабря 2010г. №1897)

на основе:

  • основной образовательной программы основного общего образования образования «Дубровская основная общеобразовательная школа» филиал МОУ «Новоржевская средняя школа» (принята на педагогическом совете протокол №1 от 26 августа 2015 г.)

  • авторской программы по географии для 9 классов (авторы Баринова И. И., Дронов В. П. «География России.» 9 класс – 2-е издание. – М.: Дрофа, 2013).

  • Рабочей программы по географии 8 / Сост. Е. В. Овсянникова. – М.: Дрофа 2013. – 126 с. – (Программы для общеобразовательных учреждений)

  • Используемый учебник: Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я. . География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 - 9 класс. Книга первая. – Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012 г. Рекомендовано Министерством образования науки Российской Федерации.

На изучение учебного предмета «География» в 9 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.

1.  Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты.

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии: – ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально- личностные позиции: гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

Ученик научится:

  • осознавать себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
  • осознавать целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
  • осознавать единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
  • осознавать значимость и общность глобальных проблем человечества;
  • гармонично развитые социальные чувства и качества: умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

Ученик получит возможность научиться:

  • эмоционально-ценностным отношениям к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
  • любить свою местность, свой регион, свою страну;
  • уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и образ жизни других народов, толерантность;
  • готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями; – образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Ученик научится:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности; - выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; - составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель; - работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер); -планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

Ученик получит возможность научиться:

работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет); свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий. в ходе представления проекта давать оценку его результатам; самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;. уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности; организовать свою жизнь в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия; уметь ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Познавательные УУД:

Ученик научится:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;
  • давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
  • осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
  • обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

Ученик получит возможность научиться:

  • представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;
  • самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий,
  • соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
  • уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.
  • уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций

Ученик получит возможность научиться:

  • применять методы информационного поиска;
  • умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • о логические действия; установление причинно следственных связей тбор информации, её преобразование,

Предметные Ученик научится:

  • осознанию роли географии в познании окружающего мира:
  • объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;
  • объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;
  • аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;
  • объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов. освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
  • определять причины и следствия геоэкологических проблем;
  • приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;
  • оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире, использование географических умений:
  • прогнозировать особенности развития географических систем; - прогнозировать изменения в географии деятельности; - составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных компонентов географических систем. использование карт как моделей:
  • пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;
  • определять по картам местоположение географических объектов.

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать смысл собственной действительности:
  • формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;
  • выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.

2. Содержание учебного предмета .

Тема 1 ВТОРИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ - ОТРАСЛИ, ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЕ

СЫРЬЕ

  1. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его со­став, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Современные про­блемы и развитие ТЭК. Охрана окружающей среды.

  2. Нефтяная промышленность. Роль неф­ти в современном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие место­рождения, проблемы их освоения. География основ­ных нефтепроводов и переработки нефти. Современ­ные проблемы нефтяной промышленности.

  3. Газовая промышленность. Возрастаю­щая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче га­за. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны. Современные проблемы газовой промышленности.

  4. Угольная промышленность. Виды угля и способы его добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка. Социальные и экологиче­ские проблемы угледобывающих регионов.

  5. Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве элек­троэнергии. Крупнейшие электростанции. Формиро­вание энергосистем. Негативное влияние различных типов электростанций на окружающую среду.

Практические работы. 1. Характеристика одного из р-нов добычи угля с использованием карт атласа. учебника, статистич. материалов.

Тема 2

ОТРАСЛИ, ПРОИЗВОДЯЩИЕ КОНСТРУКЦИОННЫЕ
МАТЕРИАЛЫ И ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА

Классификация конструкционных материалов, проблемы производящих их отраслей.

Металлургия, ее состав и структура, место в хозяй­стве, связь с другими отраслями. Современные про­блемы российской металлургии и их географические следствия. Место России в мире по запасам металли­ческих руд и производству продукции металлургии.

Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы ме­таллургических предприятий и факторы размеще­ния. Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургиче­ские базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.

Химическая промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Роль хими­зации хозяйства. Главные факторы размещения пред­приятий химической промышленности. Группиров­ка отраслей химической промышленности, особен­ности их географии. Основные химические базы, крупнейшие химические комплексы. Проблемы раз­вития отрасли. Химическая промышленность и охра­на окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав и значение в хо­зяйстве, связь с другими отраслями. Место России в мире по производству продукции лесной промышлен­ности. Группировка отраслей лесной промышленнос­ти, особенности их географии. Основные лесные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лес­ная промышленность и охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструк­ций и деталей.

Практические работы. 2. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистиче­ским материалам. 3. Определение по картам главных фак­торов размещения металлургических предприятий по про­изводству меди и алюминия. 4. Составление схем внутриотраслевых и межотраслевых связей ХП

Машиностроение, его значение и отраслевой со­став, связь с другими отраслями. Факторы размеще­ния машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-про­мышленного комплекса и его конверсии.

Практическая работа. 5 Определение главных районов раз­мещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машино­строения по картам.

Пищевая промышленность, ее значение и отрасле­вой состав, связь с другими отраслями. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, геогра­фия важнейших отраслей. Проблемы пищевой про­мышленности в России.

Легкая промышленность, ее значение и отрасле­вой состав, связь с другими отраслями. География текстильной промышленности. Проблемы развития легкой промышленности.

Практическая работа. 6. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства .

Тема 3 ТРЕТИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ - ОТРАСЛИ,

ПРОИЗВОДЯЩИЕ РАЗНООБРАЗНЫЕ УСЛУГИ

Классификация услуг. Роль третичного сектора в хозяйстве, проблемы его развития в России. Отрасли третичного сектора и окружающая среда.

Коммуникационная система. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Сухопутный, водный и воздушный транс­порт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, круп­нейшие транспортные узлы. Связь. Социальная инф­раструктура: ее состав и роль в современном общест­ве. Важнейшие проблемы развития в условиях пере­хода к рыночной экономике. Перспективы развития комплекса.

Наука, ее значение, состав, роль в жизни со­временного общества. География российской науки. Наукограды.

Жилищное и рекреационное хозяйство. Жилье — одна из главных потребностей человека. Низкий уро­вень обеспеченности жильем и низкие показатели его

благоустроенности в России. Географические разли­чия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.

Практическая работа. 7. Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану

Часть VI География крупных регионов России (47 ч)

Тема 1 РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИИ

Районирование — важнейший метод изучения в географии. Как можно районировать территорию: фи­зико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, эколого-экономическое и др. Виды районирования: сплошное и узловое, частное и комплексное и т. д. Соподчиненность различных видов районирования России.

Тема 2 ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ (ЗАПАДНЫЙ МАКРОРЕГИОН)

Особенности природы, истории и географии хозяй­ства. Запад России. Разнообразие рельефа в связи с особенностями геологического строения и рельефообразующих процессов. Влияние географического поло­жения на климат региона. Самый полный в России набор природных зон. Природные ресурсы. Европей­ская Россия — основа формирования территории Рос­сийского государства. Наиболее освоенная и заселен­ная часть страны. Место и роль Европейской России в промышленном и сельскохозяйственном производст­ве страны. Внутрирегиональные природно-хозяйственные различия.

Европейский Север. Состав района. Географиче­ское положение на севере Восточно-Европейской рав­нины с выходом к Северному Ледовитому океану. Особенности экономико-географического, геополити­ческого и эколого-географического положения. Влия­ние географического положения и природных усло­вий на освоение территории и жизнь людей.

Различия в рельефе и полезных ископаемых Кольско-Карельского и Двинско-Печорского Севера. Влияние Арктики и Атлантики на климат, избыточное ув­лажнение территории, богатство озерами, реками, болотами. Природные зоны: тундра, лесотундра, се­верная и средняя тайга. Природные ресурсы: мине­ральные, топливные, лесные и водные. Новая алмазо­носная провинция. Ресурсы шельфовой зоны.

Историко-географические особенности формирова­ния. Население: национальный состав, традиции и культура. Города региона. Отток населения с Севера и его причины.

Развитие топливно-энергетического комплекса, металлургии, химической и лесной промышлен­ности. Хозяйственные различия Кольско-Карельского и Двинско-Печорского подрайонов.

Роль морского транспорта. Мурманский и Архан­гельский порты. Северный морской путь. Предпосыл­ки развития туристско-экскурсионного хозяйства. Основные географические фокусы экономических, со­циальных и экологических проблем региона. Пробле­ма охраны природы Севера. Северный военно-мор­ской флот. Космодром в городе Мирном.

Практические работы. 8. Составление и анализ схемы хо­зяйственных связей Двинско-Печорского района.

Северо-Западный район. Состав района. Выгоды географического положения на разных этапах разви­тия: путь «из варяг в греки», «окно в Европу», совре­менные особенности географического положения.

Природная специфика: сочетание возвышеннос­тей и низменностей, влияние моря на климат, гус­тая озерно-речная сеть. Район древнего заселения. «Господин Великий Новгород». Основание Петербур­га. Роль Санкт-Петербурга в расселении, научно-промышленном, социальном и культурном развитии района. Санкт-Петербург — северная столица России. Экономические, социальные и экологические пробле­мы. Свободная экономическая зона «Янтарь».

Раздел 5. География своей области -5 ч

Практическая работа 9 Характеристика отраслей промышленности Псковской области

Центральная Россия. Преимущества географиче­ского положения и состав территории. Факторы фор­мирования района. Чередование возвышенностей и низменностей — характерная черта рельефа. Полез­ные ископаемые. Дефицит большинства видов при­родных ресурсов. Климатические условия Централь­ной России, их благоприятность для жизни и хозяй­ственной деятельности человека. Крупнейшие реки. Разнообразие и пестрота почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Централь­ная Россия — очаг русской национальной культуры. «Дикое поле», засечные полосы и заселение южной части региона. Высокая численность и плотность на­селения. Количество и качество трудовых ресурсов. Современный характер и проблемы расселения. Пре­обладание городского населения. Городские агломе­рации. Высокий уровень развития и концентрации науки. Города науки.

Специализация хозяйства на наукоемких и трудо­емких отраслях. Машиностроительный комплекс, черная металлургия, химическая промышленность. Роль конверсии предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК) в хозяйстве. Агропромышленный комплекс. Роль пригородного сельского хозяйства. Относительно высокий уровень развития социальной сферы. Топливно-энергетические и природоохранные проблемы. Внутрирегиональные различия. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.

Возникновение и развитие Москвы. Москва — сто­лица России. Экономические, социальные и экологи­ческие проблемы Москвы. Московский столичный ре­гион.

Нижний Новгород, его географическое положение и торговые функции. Нижегородская и Макарьевская ярмарки. Очаги старинных промыслов.

Современность и проблемы древних русских горо­дов — Новгорода, Владимира, Пскова, Смоленска.

Практические работы. 10. Сравнение географического по­ложения и планировки двух столиц — Москвы и Санкт-Пе­тербурга. 11. Составление картосхемы размещения народ­ных промыслов Центральной России. 12. Изучение внешних территориально-произв. связей Центральной России

Европейский Юг. Состав района. Особенности гео­графического положения: самый южный регион Рос­сии, ограниченный с трех сторон природными рубе­жами. Геополитическое положение района. Природ­ный амфитеатр. Равнинная, предгорная и горная части региона: их природная и хозяйственная специ­фика. Рельеф, геологическое строение и полезные ис­копаемые Кавказа. Рельеф и этническое разнообразие населения. Народы гор и предгорий: традиции, куль­тура, промыслы. Многонационалыюсть и межнацио­нальные проблемы.

Очаги концентрации населения. Повышенная доля сельского населения. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особеннос­ти питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и животный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматиче­ские, почвенные и кормовые ресурсы.

Агропромышленный комплекс: единственный в стране район субтропического земледелия. Ведущая роль региона в производстве сельскохозяйственной продукции. Неравномерность обеспеченности водны­ми ресурсами. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Необходимость интенсификации сельско­го хозяйства и перерабатывающих отраслей агропро­мышленного комплекса (АПК). Сельскохозяйствен­ное, транспортное и энергетическое машиностроение.

Рекреационное хозяйство Северного Кавказа: ку­рортное хозяйство, туризм и альпинизм. Возрастаю­щая роль рекреационных районов. Роль черномор­ских портов в развитии хозяйства страны. Сложности решения проблем республик Северного Кавказа. Ос­новные географические фокусы экономических, со­циальных и экологических проблем региона.

Практические работы. 13. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

Поволжье. Состав района. Географическое поло­жение на юго-востоке Русской равнины. Особенности рельефа и климата региона. Зимние и летние темпе­ратуры, распределение осадков. Зональность климата и почвенно-растительного покрова в пределах реги­она, их влияние на развитие сельского хозяйства. Волга — великая русская река. Ее роль в территори­альной организации населения и хозяйства. Гидро­энергетические, минеральные и почвенные ресурсы. Поволжье — место исторического взаимодействия эт­носов. Многонациональный состав населения. Сочета­ние христианства, ислама и буддизма. Русское заселе­ние территории. Территориальная организация рассе­ления и хозяйства.

Развитие нефтегазохимического, машинострои­тельного и агропромышленного комплексов. Система трубопроводов и проблемы их безопасности. Гидро­энергетика. АПК — ведущая позиция Поволжья в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции. Мощная пищевая промышленность.

Рыбоперерабатывающая промышленность и про­блемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассей­на. Отрасли социальной сферы. Экологические и вод­ные проблемы. Научные центры. Столицы республик и крупнейшие города (Волгоград, Самара, Астра­хань). Основные географические фокусы экономиче­ских, социальных и экологических проблем региона.

Практические работы. 14. Изучение влияния истории на­селения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав. 15. Экологические и водные проблемы Волги — оценка и пути решения.

Урал. Границы и состав Урала при разных видах районирования. Географическое положение Урала — на стыке разнообразных границ. Разделяющая и свя­зующая роль Урала в природе и хозяйстве.

Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Разнооб­разные минерально-сырьевые ресурсы и проблема их истощения. Влияние геологического строения и по­лезных ископаемых на развитие и размещение про­мышленности на Урале. Недостаточная геологиче­ская изученность Урала.

Влияние рельефа на заселение Урала. Современная этническая пестрота. Две меридиональные полосы расселения, влияние речных систем и рельефа на их формирование.

Дефицит водных ресурсов и его причины. Пути ре­шения водных проблем. Особенности климата Урала. Освоение и изучение Урала в связи со сменой пред­ставлений о значимости его ресурсов.

География и проблемы современного хозяйства: горнодобывающая промышленность, металлургия, химическая и лесная промышленность, разнообраз­ное машиностроение. Их взаимосвязь. Демидовские города-заводы и современная система расселения в районе. Проблемы населения и трудовых ресурсов. Реконструкция уральской промышленности. Отста­вание развития социальной сферы. Крупнейшие горо­да Урала.

Зональность и высотная поясность почвенно-растительного покрова и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Основные экономические, социальные и экологические пробле­мы региона. Кыштымская трагедия.

Практические работы.16. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем. 17. Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала в виде картосхемы.

Тема 3 АЗИАТСКАЯ РОССИЯ (ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН)

Географическое положение. Большая площадь тер­ритории и малая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Концентрация основной части населения на юге.

Разнообразие природных условий. Богатство при­родными ресурсами. Очаговый характер размещения производства, сырье, добывающая направленность. Слабое развитие перерабатывающих отраслей. Труд­ности организации производства и жизни населения в экстремальных условиях.

Западная Сибирь. Состав района. Географическое положение на западе азиатской части России, между Уралом и Енисеем.

Западно-Сибирская равнина — одна из крупнейших низменных равнин земного шара. Ее положение на молодой эпипалеозойской плите и осо­бенности формирования рельефа. Карское море. Кли­мат и внутренние воды. Сильная заболоченность. От­четливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Зона Севера и ее значение. Господство средневысотных и высоких гор на юге Западной Сибири. Котловины, разделяющие горы. Контрастность кли­матических условий. Высотная поясность.

Агроклиматические ресурсы. Оценка природных условий для жизни и быта человека.

Коренные народы (ненцы, ханты, манси и др.). Диспропорции в площади и в численности населения Западной Сибири. Научные центры.

Богатство и разнообразие природных ресурсов: ми­неральные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыб­ные. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов. Нефтегазохимический комп­лекс — основа хозяйства района. Особенности его структуры и ~ размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопрово­дов. Основные направления транспортировки нефти и газа. АПК: освоение территории, сельскохозяйствен­ные районы и их специализация. Основные виды транспорта. Транссибирская магистраль, река Обь, железная дорога Тюмень — Сургут — Ямбург. Совре­менные проблемы и перспективы развития ведущих отраслей хозяйства. Основные географические фоку­сы экономических, социальных и экологических проблем Западной Сибири.

Практические работы. 18. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта че­ловека.

туристического маршрута с целью показа наиболее инте­ресных природных и хозяйственных объектов региона.

Север Восточной Сибири. Состав района. Географическое положение к востоку от Енисея. Роль реки Лены и Северного морского пути. Моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское. Русские исследовате­ли северных морей.

Разнообразие тектонического строения и рельефа. Особенности рельефа и геологического строения Сред­несибирского плоскогорья. Минеральные ресурсы: руды цветных и редких металлов, алмазы, каменный и бурый уголь, химическое сырье. Резко континен­тальный климат, инверсия температур, многолетняя мерзлота. Влияние климата и многолетней мерзлоты на особенности рельефа, водной сети и почвенно-растительный покров. Лесные ресурсы.

Великие сибирские реки: их питание, режим, энергетические и водные ресурсы. Тайга — основная природная зона. Высотная поясность; степи котло­вин. Земельные и агроклиматические ресурсы. АПК: особенности структуры и развития в экстремальных условиях. Объекты охоты и охотничьи угодья. Дру­гие промыслы в регионе. Крупнейшие заповедники. Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами, пути его решения. Коренные народы, особенности их жизни и быта, проблемы.

Исторические особенности заселения русскими. Остроги. Открытие медно-никелево-кобальтовой про­винции. Основание Норильска.

Топливно-энергетический комплекс — основа хо­зяйства территории. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС. Развитие энергоемких производств: цветная метал­лургия и целлюлозно-бумажная промышленность, ос­новные центры и перспективы развития. Роль кон­версии предприятий ВПК в хозяйстве региона. Перс­пективы развития промышленности.

Особенности строительства в условиях многолет­ней мерзлоты. Экологические проблемы района.

Якутские алмазы, город Мирный.

Перспективы транспортного освоения района. Амуро-Якутская магистраль. Водный и авиационный транспорт. Влияние транспортных путей на разме­щение населения. Крупнейшие культурно-историче­ские, промышленные, транспортные центры.

Природно-хозяйственные районы: плато Путорана и Среднесибирское плоскогорье. Основные экономи­ческие, социальные и экологические проблемы.

Практические работы. 19. Составление характеристики Норильского промышленного узла (географическое поло­жение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры).

Южная Сибирь. Состав района. Географическое положение: в полосе гор Южной Сибири, вдоль Транссибирской магистрали. Транспортные связи с приграничными государствами — Китаем, Монголи­ей и Казахстаном. Связь с Севером по Енисею и Лене. Байкало-Амурская магистраль (БАМ).

Горные системы Южной Сибири. Складчато-глыбовые горы: Алтай, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Саяны. Горы Прибайкалья и Забайкалья.

Верхние течения крупных сибирских рек — Оби, Енисея, Лены, Амура. Гидроэнергетическое значение рек. Особенности и проблемы Байкала.

Резко континентальный климат. «Полюс холода» Северного полушария. Температурные инверсии. Мно­голетняя мерзлота.

Природные ресурсы: минеральные, лесные.

Внутренние различия: Кузнецко-Алтайский, Ан-гаро-Енисейский, Забайкальский подрайоны.

Кузнецко-Алтайский подрайон. Этапы заселения и освоения. Создание Транссибирской магистрали. Кузбасс, его проблемы. Новосибирск — научный центр.

Ангаро-Енисейский подрайон. Канско-Ачинский бассейн. Гидроресурсы. Формирование Ангаро-Енисейских ТЭС и ТПК. Заселение территории. Мигра­ции и проблемы трудовых ресурсов. Красноярск, Иркутск, закрытые оборонные центры. Проблемы раз­вития подрайона.

Забайкальский подрайон. Горные системы, земле­трясения, байкальская рифтовая зона. Природные ре­сурсы: цветные и редкоземельные металлы, уголь. Бурятия (Улан-Удэ), Читинская область. Перспекти­вы освоения зоны БАМа.

Основные экономические, социальные и экологи­ческие проблемы региона.

Дальний Восток. Состав района. Особенности гео­графического и геополитического положения: силь­ная меридиональная вытянутость, наличие материко­вой, полуостровной и островной частей.

Этапы освоения территории, русские землепроход­цы в XVII в., установление русско-китайской и рус­ско-японской границ.

Геологическая молодость территории. Преоблада­ние гор. Тектоническая подвижность территории: частые землетрясения и извержения вулканов, мо­ретрясения, цунами. Долина Гейзеров, термальные источники. Полоса Тихоокеанского металлогенического пояса: месторождения руд цветных, редких и драгоценных металлов. Отрасль специализации района — добыча и обогащение руд цветных метал­лов. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе.

Несоответствие площади территории и численнос­ти населения. Неравномерность размещения населе­ния. Относительная молодость населения. Миграции, потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы.

Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая гус­тота и полноводность речной сети. Паводки и навод­нения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу.

Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга — уникальный при­родный комплекс.

Лесозаготовка и целлюлозно-бумажное производ­ство. Богатство морей Тихого океана биоресурсами. Лососевые рыбы. Рыбоперерабатывающий комплекс. Перспективы развития и проблемы океанического хо­зяйства на востоке региона.

Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Отрасли военно-про­мышленного комплекса. Транспортная сеть Дальнего Востока.

Благоприятные почвенные и агроклиматические ресурсы юга территории. Агропромышленный комп­лекс. Дальний Восток в системе Азиатско-Тихоокеан­ского региона. Интеграция со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Проблемы свободных эконо­мических зон. Внутрирайонные различия и города. Владивосток — торговый, промышленный, культур­ный и научный центр Дальнего Востока. Основные экономические, социальные и экологические пробле­мы региона.

Практические работы. №20 Выявление одной из проблем региона. Предложение путей её решения

Тема 4

РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ – 1час.

Россия и страны СНГ. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, экономических и этнокультурных связей с Россией. Взаимосвязи России с другими странами мира.

3. Тематическое планирование

Раздел

Тема

Кол. – во часов

Пр. р.

Введение

1

Раздел 4. Хозяйство России

19

7

Раздел 5. География крупных регионов России.

46

13

Европейская Россия( Западный макрорегион)

34

10

Азиатская Россия ( Восточный макрорегион)

12

3

Россия в современном мире

1

Промежуточный контроль. Контрольная работа

1

ИТОГО

68

20



Промежуточная аттестация проводится в виде итоговой контрольной работы за курс 9 класса.

График проведения практических и контрольных работ

Четверть

Название практической работы.

Пр. р.

К. р

1 четверть

1 Характеристика одного из р-нов добычи угля с использованием карт атласа. учебника, статистич. материалов. №2 Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам. №3  Определение по кар­там главных факторов размещения металлургических предприятий по произ­водству меди и алюминия. №4: Составление схем внутриотраслевых и межотраслевых связей. №5 Определение по картам закономерностей в размещении отраслей трудоемкого и металлоемкого МШ. Контрольная работа № 1 № 6 Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства 

6

1

2 четверть

7: Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану
Контрольная работа №1
П. Р.№ 8 Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино – Печорского района.

2

1

3 четверть

9 Характеристика отраслей промышленности Псковской области. №10:  Сравнение ГП и планировки двух столиц. №11: Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России. №12: Изучение внешних территориально-произв. связей Центральной России. Контрольная работа № 2 №13: Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе. . №14: Эко­логические и водные проблемы Волги — оценка и пути решения.

7

1

4 четверть

15 Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и  пути решения экологических проблем.  
16 Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала в виде картосхемы. № 17. Изучение и оценка природных условий Западно – Сибирского района для жизни и быта человека. №18 Составление ЭГХ промышленного узла  (г. Норильск) №19 Дальний Восток. Выявление одной из проблем региона. Предложение путей её решения
Контрольная работа. № 2

5

1

Всего

20

4





Пользователям
Логин   
Пароль 


 

Новости
В данном разделе новостей нет