Главная Новости Форум Файлы
муниципальное образовательное учреждение "Дубровская основная общеобразовательная школа"
Рабочая программа по литературе: псковское пушкиноведение 7 класс

«Дубровская основная общеобразовательная школа»

филиал МОУ «Новоржевская средняя школа»

РАССМОТРЕНО: «УТВЕРЖДАЮ»:

Руководитель МО   Директор МОУ

Новоржевской средней школы   Новоржевская средняя школа

_______________ Клевцова Н.И.   ____________ Меркулова В. А.

Протокол № 1 от « » _ 2016г. Приказ № от « » 2016г.

Рабочая программа

по предмету Литература: Псковское пушкиноведение

в 7 классе

учителя 1 квалификационной категории

Тихонович Т.Л.

2016-2017 учебный год

1.Пояснительная записка

Вот уже более двух столетий отделяет нас от дня рождения А.С. Пушкина. Сколько поколений приникает к родникам его творчества, и, однако, он остается неисчерпаемым. Каждое поколение открывает для себя своего Пушкина. И сегодня он так же современен, мир Пушкина неиссякаем, как неиссякаем мир, породившей его России.

Ценным нравственным уроком предстает для нас сама жизнь А.С. Пушкина, точными остаются слова юного поэта о том, что «Божий свет единой дружбою прекрасен». Жизнь Пушкина-гражданина, его последовательность, мужество, благородство – ценнейший нравственный урок.

Программа учебно-образовательного курса «Псковское пушкиноведение» рассчитана на детей от дошкольного до старшего школьного возраста.

Интегративный курс основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, традиций и новаторства, преемственности, учета возрастных особенностей, интеграции основного и дополнительного образования.

Цель деятельности и реализации программы «Псковское пушкиноведение» – развитие личности гражданина Псковщины, способного к культурному самоопределению, к духовно-нравственной самореализации через ценности пушкинского творческого наследия.

Учебный план программы курса «Псковское пушкиноведение» представлен следующим образом.

Реализация программы дифференцирована в зависимости от возраста учащихся, условий работы образовательных учреждений.

В 5–11 классах – 34 часа, занятия проводятся один раз в неделю.

В системе дополнительного образования мероприятия проводятся на внеклассных и внешкольных занятиях.

Независимо от вида образовательного учреждения через весь курс «Псковского пушкиноведения» проходят темы:

«Пушкинские места родного края»;

«Родные и близкие поэта»;

«Творчество А.С. Пушкина»;

«А.С. Пушкин в искусстве».

Программа каждой части курса включает в себя изучение творчества и знакомство с фактами биографии А.С. Пушкина, а также творческие дела в школе и в учреждениях системы дополнительного образования.

Программа «Псковское пушкиноведение» может быть рекомендована для организации воспитательного процесса, IV раздел – для проведения элективных курсов с учащимися 9 классов.

Научно-методическое сопровождение программы курса «Псковское пушкиноведение» обеспечивается специалистами Псковского областного института повышения квалификации работников образования, Псковского государственного педагогического института им. СМ. Кирова, областного Дома детства и юношества «Радуга».

Вслед за этой программой будут изданы методические рекомендации, опираясь на которые педагоги Псковщины могут организовывать процесс духовно-нравственного воспитания личности.

2. Общая характеристика учебного предмета.

КУРС 5–8 классов предусматривает вариативность деятельности как учителя, так и ученика и предоставляет возможность индивидуального выбора пушкинского материала и форм его интерпретации в каждом классе.

Отбор изучаемых тем и анализ текстов проведен с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся 5–8 классов.

Курс для 5–8 классов «Псковское пушкиноведение» является пропедевтическим, подготавливает учащихся к изучению творчества А. С. Пушкина в 9 классе.

Программа курса опирается на школьные предметы: литературу, историю, литературно-историческое краеведение – и органично связана с программой по литературе, предложенной базисным учебным планом. Предполагается углубление и расширение биографических, краеведческих знаний о Пушкине, «вхождение» в творческую мастерскую поэта, осознание и осмысление роли А. С. Пушкина в истории русской и мировой культуры.

Задачи:

  • перенесение акцентов при изучении с биографических сведений о жизни А. С. Пушкина на собственно содержание пушкинского творчества;

  • расширение кругозора учащихся;

  • развитие познавательных потребностей, потребности в самостоятельной исследовательской деятельности;

развитие эстетических и духовных потребностей учащихся.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Курс «Псковское Пушкиноведение» рассчитан на 1 час в неделю (34 часа в год).

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения и качества:

· эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

· эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

· чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

· патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

· понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

· интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

· наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

· ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

· этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

· самостоятельно формулировать тему и цели урока;

· составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

· работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

· в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

· вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

· пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

· извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

· перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

· пользоваться словарями, справочниками;

· осуществлять анализ и синтез;

· устанавливать причинно-следственные связи;

· строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

· оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

· высказывать и обосновывать свою точку зрения;

· слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

· задавать вопросы.

Предметными результатами являются:

· воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

· осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

· самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

· делить текст на части, составлять простой план;

· самостоятельно формулировать главную мысль текста;

· составлять устные и письменные описания;

· высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (уметь проводить анализ текста);

· относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

· видеть в художественном тексте выразительные средства (сравнения, эпитеты, олицетворения…)

5 . Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Поэт не человек, он только дух...Всё видит, слышит, всем владеет». (Что такое дар Поэта?) – 1 час.

Урок-погружение. Работа со стихотворениями А. С. Пушкина по выбору учащихся. Чтение, анализ, выразительное чтение, рефлексия.

История села Тригорского – 1 час.

Урок-исследование. Групповая работа с документальной литературой, выступления учащихся, рассказ учителя, беседа.

Посещение Тригорского – 1 час.

Экскурсия.

Жизнь провинциального дворянства – 1 час.

Урок-исследование. Выступления учащихся; работа с документальной и художественной литературой.

Стихи, посвященные тригорским друзьям – 1 час

Чтение и анализ стихотворений А.С. Пушкина.

Конкурс чтецов, литературно-музыкальная композиция.

Судьбы тригорских друзей – 1 час.

Урок-исследование. Самостоятельная исследовательская работа.

Прототипы героев романа «Евгений Онегин» – обитатели Тригорского – 1 час.

Урок-исследование. Самостоятельная исследовательская работа.

Заключительный урок биографического и краеведческого блоков – 1 час.

Урок творчества. Рисунки, эссе, рефераты, инсценировки, конкурс чтецов.

Тема любви в творчестве А.С. Пушкина – 1 час.

Урок-представление новой темы. Чтение и анализ стихотворений А. С. Пушкина о любви (на выбор).

Лики любви в творчестве А.С. Пушкина – 1 час.

Урок-погружение. Чтение стихотворений

А. С. Пушкина по выбору учащихся, беседа.

Женщина – источник любви, способный воскресить душу, спасти её от зла. «Гений чистой красоты» –

1 час.

Монографический анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье...». Чтение, анализ и отбор материала для выступлений, индивидуальная работа.

Любовь – радость, любовь – страдание, любовь – дарение – 1 час.

Монографический анализ стихотворений. Чтение, анализ, размышление, групповая работа.

История создания стихотворения «На холмах Грузии...» – 1 час.

Урок-исследование.

Чтение наизусть, выразительное чтение, исследовательская групповая и индивидуальная работа, работа с черновиком.

Духовный опыт, приобретаемый человеком на пути к любви. Что для природы – свет, то для сердца человека – любовь – 1 час.

Урок-обобщение.

Выступления учащихся, беседа, чтение наизусть, составление библиографического списка по теме «Любовная лирика А.С. Пушкина».

Свет вокруг себя, в природе. Умеет ли видеть его А.С. Пушкин? – 1 час.

Урок -размышление.

Отбор стихотворений для анализа.

«Зимнее утро». Образ света в стихотворении – 1 час.

Монографический анализ одного стихотворения. Анализ стихотворения, индивидуальная и групповая работа.

Уроки свободы. Уроки природы. Стихотворение «К морю» – 3 часа.

Монографический анализ стихотворения. Чтение, обсуждение, беседа, работа с монографической литературой, исследовательская работа, составление библиографического списка по теме «Природа в творчестве А. С. Пушкина».

Природа Пушкиногорья в лирике А.С. Пушкина – 1 час.

Урок-исследование.

Отбор материала, творческие работы,

рефераты, чтение наизусть.

Степень духовного развития человека -умение видеть свет в природе – 1 час.

Урок-обобщение.

Составление библиографического списка

по теме «Природа в творчестве А.С.Пушкина»; индивидуальная работа

учащихся, групповая работа, беседа,

выбор темы реферата.

Лирика А.С. Пушкина в живописи и в музыке – 1 час.

Урок-концерт, урок-выставка.

Тема природы в повести А.С. Пушкина «Метель» – 2 часа.

Урок-знакомство с художественным произведением. Чтение по ролям, обсуждение, беседа по вопросам.

Быт и нравы провинциального дворянства в повести «Барышня-крестьянка». Тема природы и тема любви в повести 2 часа.

Урок медленного чтения.

Чтение по ролям, обсуждение, беседа по

вопросам.

Драматургия А.С. Пушкина. Драма «Русалка». Исследования

В.Э. Рецептера –2 часа.

Урок выразительного чтения. Урок творчества. Чтение, написание сценария, заучивание наизусть, репетиция, подготовка к театральному представлению. Отбор фрагментов, подготовка инсценировки.

Личность А.С. Пушкина в его творениях - 1 час.

Урок-творчества.

Устные высказывания, творческие работы, рефераты.

«Внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность» (В.Г. Белинский) - 1 час.

Литературная композиция.

Обобщение мемуарной, монографической,

критической литературы о Пушкине.

Друзья, современники, исследователи
о Пушкине – 1 час.

Урок – составление библиографии. Составление библиографического списка по теме «Пушкин глазами друзей и потомков».

«Дар души и дар глагола» – 2 часа.

Урок-олимпиада, урок-конкурс. Конкурс знатоков, чтецов, творческих работ, инсценировок.

Подведение итогов года, «У каждого свой Пушкин» – 1 час.

Заключительное занятие. Анкетирование. Отчетные выступления учащихся, подготовка и выпуск литературной страницы, подготовка экспозиции для пушкинского кабинета.

Итого: 34 часа

6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

  1. Васина М. В садах лицея. – Л., 1988.

  2. Боголепов П.К. Тропа к Пушкину / П.К. Боголепов, Н.П. Верховская,
    М.Д. Сосницкая. – Любое изд.

  3. Веселовский СБ. Род и предки А.С. Пушкина в истории России. – М., 1990.

  4. Волков Г. «Тебя, как первую любовь»: книга о Пушкине: личность, мировоззрение,
    окружение. – М., 1980.

  5. Волков Г. Мир Пушкина. – М., 1989.

  6. Гессен А. «Все волновало нежный ум...»: Пушкин среди книг и друзей. – М., 1983.

  7. Гессен А. Жизнь поэта. - М., 1972.

  8. Друзья Пушкина: переписка; воспоминания; дневники1 в 2 т. / сост., биографические очерки и прим. В.В. Кунина. – М., 1986.

  9. Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками: переписка; воспоминания; дневники: в 2 т. / сост. В. Кунин. – М., 1987.

  1. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. – Л., 1982.

  2. «Прекрасен наш союз...» / сост. Н. Эйдельман. – М., 1979.

  3. Пушкин А.С. в воспоминаниях современников: в 2 т. / сост. В.Э. Вацуро,
    М.И. Гиллельсон. - М., 1986.

  4. Руденская М.П. Они учились с Пушкиным. – Л., 1976.

  5. Руденская М.П., Руденская С.Д. «Наставникам, хранившим юность нашу...» – Л.,
    1986.

  6. Руденская М.П., Руденская С.Д. С лицейского порога: выпускники Лицея
    1811-1917: очерки. - Л., 1984.

  7. Русаков В.М. А.С. Пушкин и его потомки: иллюстрированная родословная роспись. – Псков, 1997.

  8. Русаков В.М. Рассказы о потомках А.С. Пушкина. – Л., 1982.

  9. Телетова Н.К. Забытые родословные связи А.С. Пушкина. – Л., 1981.

  10. Терентьева Н.П. Жизнь и творчество А.С. Пушкина // Внеклассная работа по
    литературе. – М., 1999.

  11. Черкашин А.А. Предки и потомки: генеалогия поэта // Слово. – 1989. – № 6. –С. 4-19. 7.

    Планируемые результаты изучения курса в 7 классе.

Семиклассники к концу 7 класса должны уметь рассказывать о семье А. С. Пушкина, об особенностях воспитания, о его друзьях – лицеистах, парках Пушкинских гор;

должны знать сказки А. С. Пушкина, уметь выразительно их читать, инсценировать;

уметь анализировать произведения (стихотворения, поэмы, романы…) Пушкина;

различать тематику произведений;





Пользователям
Логин   
Пароль 


 

Новости
В данном разделе новостей нет