Главная Новости Форум Файлы
муниципальное образовательное учреждение "Дубровская основная общеобразовательная школа"
Рабочая программа по предмету "ОРКСЭ"

Дубровская основная общеобразовательная школа

филиал МОУ « Новоржевская средняя  школа»

Рассмотрено Утверждено

Руководитель школьного МО

____________  Антошкова Н.В.  Директор школы ___________ Меркулова В.А.

Протокол № _____от __________2016  Приказ _______от ___________2016

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «ОРКСЭ»

« Школа России»

4 класс

учителя 1 квалификационной категории

Ярусовой Марины Алексеевны

2016 – 2017 уч.год

Содержание

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «ОРКСЭ»

2.Содержание учебного предмета «ОРКСЭ»

3. Тематическое планирование

Рабочая программа учебного предмета «ОРКСЭ» в 4 классе составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе основной образовательной программы начального общего образования «Дубровская основная общеобразовательная школа» филиал МОУ  «Новоржевская средняя школа» и  примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий],учебника «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской этики» 4 класс. А.И. Шемшурина, г. Москва, «Просвещение»,2013г.

На изучение учебного предмета « ОРКСЭ» в 4 классе отводится 1 час  в неделю, 34  часа.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «ОРКСЭ»

Личностные результаты изучения «Основ православной культуры»:

– осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);

– развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;

– знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

– осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

– умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

– как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

Метапредметные результаты изучения основ православной культуры:

– развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;

– любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

– умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;

– умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.

Предметные результаты изучения основ православной культуры:

– развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;

– знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;

– умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский — Ледовое побоище);

– умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;

– умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;

– приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;

– усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;

– приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

– формирование потребности в нравственном совершенствовании.

2.Содержание  учебного предмета

Россия – наша Родина! 2 часа. Такие разные граждане одной страны. Что общего у всех нас? Общие этические понятия на разных языках России. Общепризнанные ценности. Идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны. Духовность человека. Внутренний мир человека.

Как отличить добро от зла? 13 часов. Граница между добром и злом. Чему учат сказки? Хорошие и плохие поступки. Представления о добре и зле. Культура. Мораль. Нравственность. Этика. Долг и совесть. Профессиональный долг. Моральный долг. Чувство вины, чувство стыда. Честь и достоинство. Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская. Счастье и смысл жизни. Стремления и мечты человека. Ради чего живёт человек? Справедливость и милосердие. «Золотое правило нравственности». Ценные качества человеческой души. Представление проектов по теме.

Каковы истоки правил морали? 9 часов. Род. Семья. Ценность рода и семьи. Как появилась семья? Чувство любви. Семейные традиции. Что даёт человеку семья? Народы. Образцы культуры народов. Различия в культурах разных народов. Обычаи нравственной культуры. Взгляд светский и взгляд религиозный. Религия. Правила морали разных религий. Религиозная община. Атеисты. Светские правила. Представление проектов по теме.

Какие правила морали особенно важны в школе? 6 часов. Правила поведения в школе. Что значит играть роль ученика? Равновесие прав и обязанностей школьника. Новые ситуации – новые правила. Этикет – форма для содержания этики. Форма в отношениях между людьми в школе. Действия – форма для поступков. Представление проектов по теме.

Обобщение. 3 часа. Через проектную деятельность, творческие задания, в игровой форме повторяется, обобщается и систематизируется изученный учебный материал.

Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.

Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.

Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.

Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.

Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.

Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек.

Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.

Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором.

В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.

Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.

Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.

Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.

Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом».

Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.

Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»

Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма.

Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.

Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время?

Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.

Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования.

Что такое честь. Что такое достоинство.

Что такое совесть.

Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».

Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка.

Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.

Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.

Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты.

Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый.

Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать.

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

3. Тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Основные виды деятельности

Универсальные учебные действия

1

Россия — наша Родина.

1

Применять в жизни общественные нормы  нравственности и морали.

Личностные: осознавать ценности нравственности и духовности в челове­ческой жизни,

планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррек­тивы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера оши­бок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

Регулятивные: осуществлять информационный поиск для выполне­ния учебных заданий

Познавательные: овладевать логическими действиями анализа, синтеза, срав­нения, обобщения, классификации, установления аналогий и при­чинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

познакомится с основами светской и религиозной морали, по­нимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе

Коммуникативные: слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каж­дого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргумен­тировать свою точку зрения и оценку событий; сотрудничать со взрослыми и сверстни­ками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

2

Что такое светская этика.

1

3

Культура и мораль.

1

4

Добро и зло.

1

осознавать нравственные ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как ос­новы культурных традиций многонационального народа России;

5

Добро и зло.

1

6

Добродетель и порок.

1

7

Добродетель и порок.

1

8

Свобода и моральный выбор человека.

1

9

Свобода и ответственность.

1

10

Моральный долг.

1

Анализировать моральные и этические требования,

предъявляемые к человеку

11

Справедливость.

1

12

Альтруизм и эгоизм.

1

13

Дружба.

1

14

Что значит быть моральным.

1

15

Подведение итогов.

1

Анализировать важность соблюдения человеком нравственных и

моральных норм.

16

Род и семья — исток нравственных отношений.

1

17

Нравственный поступок.

1

сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции.

18

Золотое правило нравственности.

1

Излагать своё мнение по поводу значения этических норм, норм

морали и нравственности в жизни людей, общества.

анализировать примеры  проявления высокой нравственности в повседневной жизни

19

Стыд, вина и извинения.

1

20

Честь и достоинство.

1

21

Совесть.

1

22

Нравственные идеалы

1

23

Образцы нравственности в культуре Отечества.

1

24

Образцы нравственности в культуре Отечества.

1

25

Этикет.

1

анализировать жизненные ситуации,

выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций.

26

Семейные праздники.

1

27

Жизнь человека — высшая нравственная ценность.

1

28-29

Любовь и уважение к Отечеству.

1

30

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

1

Осуществлять  поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Участвовать  в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение.

31

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

1

32

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

1

33

34

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

Проектная работа «Мой край». Летние задания.

1

1

Промежуточная аттестация проводится в виде творческих проектов

Название темы

Количество часов по плану

1 четверть

1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

1

2

Основы религиозных культур и светской этики.

8

2 четверть

3

Основы религиозных культур и светской этики.

7

3 четверть

4

Основы религиозных культур и светской этики.

1

3

Нравственные принципы каждого человека

9

4 четверть

4

Духовные традиции многонационального народа.

8

Итого:

34





Пользователям
Логин   
Пароль 


 

Новости
В данном разделе новостей нет