Главная Новости Форум Файлы
муниципальное образовательное учреждение "Дубровская основная общеобразовательная школа"
Рабочая программа по Биологии 8 кл

«ДУБРОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ФИЛИАЛ МОУ «НОВОРЖЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

РАССМОТРЕНО:  «УТВЕРЖДАЮ»:

Руководитель МО Директор МОУ

Новоржевской средней школы «Новоржевская средняя школа»

____________ Юпатова Т.И.  ___________ Меркулова В.А.

Протокол №  от «  » 08.2016г. Приказ № от « »08.2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

в 8 классе

учителя I квалификационной категории

Мишанёвой Т.В.

2016 -2017 учебный год

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии 8 класса составлена

· в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации в редакции от 17 декабря 2010г. №1897).

на основе:

· основной образовательной программы основного общего образования «Дубровская основная общеобразовательная школа» филиал МОУ «Новоржевская средняя школа» (принята на педагогическом совете протокол №1 от 26 августа 2015 г.)

· авторской  программы  основного общего образования по  биологии, 8  класс, авторы: Н.И. Сонин, М.Р. Сапин, М.; Просвещение, 2010 г.

· Рабочей программы  для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2012 г.

Используемый учебник: Н.И. Сонин, М.Р. Сапин  Биология. Человек. 8 класс: учебник: для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2012 г., рекомендован министерством образования Российской Федерации.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности;

- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты.

Задачи:

- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.

- Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе.

- Иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекци.

2. Общая характеристика предмета.

Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Систематический курс биологии в основной школе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

В основу преподавания биологии положены деятельностный, личностно-ориентированный и компетентностный подходы. Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.

Ценностно-смысловой отражает умения принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации и базисного учебного плана МОУ «Новоржевская средняя общеобразовательная школа» на изучение биологии в 8 классе отводится 68 часов, по 2 ч в неделю.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета «Биология. Человек».

Обучение биологии в 8 классе должно быть направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;

- реализация установок здорового образа жизни;

Метапредметными результатами освоения учениками 8 класса программы по биологии являются:

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; анализировать, сравнивать, делать выводы и др.;

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения, понятия, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы;

-  умение работать с разными источниками биологической информации (в тексте учебника, биологический словарях и справочниках),использовать ИКТ, находить информацию в интернете, анализировать и оценивать информацию;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью;

-  умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения учениками 8класса программы по биологии являются:

- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов;  клеток и органов организма человека; ) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов);

- приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

-  объяснение роли биологии практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

-  различие на таблицах частей и органоидов клетки;

- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;

- выявление взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;

- овладение методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

5. Содержание учебного предмета.

Тема 1 . Человек как биологический вид (2 часа)

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.

Тема 2. Происхождение человека (3 часа)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.

Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

Демонстрация схем систем органов человека.

Лабораторные и практические работы

Изучение микроскопического строения тканей.

Распознавание на таблицах органов и систем органов.

Тема 5. Координация и регуляция (9 часов)

Гуморальная регуляция -2часа

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.

Нервная регуляция – 7 часов

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Лабораторные и практические работы

Изучение головного мозга человека (по муляжам).

Тема 6. Анализаторы (6 часов).

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.

Лабораторные и практические работы.

Изучение изменения размера зрачка.

Тема 7. Опора и движение (9часов)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения костей.

Измерение массы и роста своего организма.

Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

Тема 8. Внутренняя среда организма (4 часа)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.

Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.

Лабораторная работа

Изучение микроскопического строения крови.

Тема 9. Транспорт веществ (4 часа)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

Лабораторные и практические работы Измерение кровяного давления. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

Тема 10. Дыхание (5 часов)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.

Практическая работа

Определение частоты дыхания.

Тема 11. Пищеварение (5 часов). Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.

Лабораторные и практические работы Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал.

Определение норм рационального питания.

Тема 12. Обмен веществ и энергии (2 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Тема 13. Выделение (2 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

Демонстрация модели почек.

Тема 14. Покровы тела (3 часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.

Тема 15. Размножение и развитие (2 часа)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Тема 16. Высшая нервная деятельность (7часов)

Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

6. Тематическое планирование с определением

основных видов учебной деятельности.

Тема

Количество часов

Количество лабораторных работ.

1

Тема 1 . Человек как биологический вид.

2

2

Тема 2. Происхождение человека.

3

1

3

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека.

1

4

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека.

4

1

5

Тема 5. Гуморальная регуляция.

2

6

Тема 6. Нервная система.

7

2

7

Тема 7. Анализаторы.

5

1

8

Тема 8. Опора и движение.

8

1

9

Тема 9. Внутренняя среда организма.

4

1

10

Тема 10. Транспорт веществ.

4

1

11

Тема11. Дыхание.

5

1

12

Тема 12. Пищеварение.

5

13

Тема 13. Обмен веществ и энергии. Витамины.

2

14

Тема 14. Выделение.

2

15

Тема 15 Покровы тела.

3

16

Тема 16. Размножение и развитие.

2

17

Тема 17 Высшая нервная деятельность.

7

1

Итого:

66 (2 часа резерв)

10

Поурочное планирование.

Тема урока

Характеристика видов деятельности. Формирование УУД.

Тема 1. Человек как биологический вид (2 часа)

Объясняют биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Характеризуют основные этапы эволюции человека. Определяют характерные черты рас человека

1

Место человека в системе органического мира

2

Особенности человека

Тема 2. Происхождение человека (3 часа)

Объясняют биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Характеризуют основные этапы эволюции человека. Определяют характерные черты рас человека

3 - 4

Эволюция человека

Л.р.: Работа с литературными источниками информации.

5

Расы человека, их происхождение и единство

Тема 3. Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека 

(1 час).

Объясняют роль наук о человеке в сохранении и поддержании его здоровья. Описывают вклад ведущих отечественных и зарубежных учѐных в развитие знаний об организме человека

6

История развития знаний о строении и функции организма человека

Тема 4. Общий обзор организма человека (4 часа).

Выявляют основные признаки человека. Характеризуют основные структурные компоненты клеток, тканей и распознают их на таблицах, микропрепаратах. Объясняют взаимосвязь строения и функций тканей; органов и систем органов в организме человека. Распознают на таблицах органы и системы органов человека, объясняют их роль в организме

7

Клеточное строение организма

8

Ткани. Л. р.: Изучение тканей человека под микроскопом.

9

Органы

10

Системы органов

Тема 5. Гуморальная регуляция (2 часа)

11

Гуморальная регуляция

Объясняют роль регуляторных систем в жизнедеятельности организма. Характеризуют основные функции желез внутренней секреции. Объясняют механизм действия гормонов. Выделяют структурные компоненты нервной системы. Определяют расположение частей нервной системы, распознают их на таблицах. Раскрывают функции головного мозга, спинного мозга, нервов. Сравнивают нервную и гуморальную регуляции. Раскрывают причины нарушения функционирования нервной системы. Выявляют существенные признаки строения и функционирования органов чувств. Распознают органы чувств на наглядных пособиях. Обобщают меры профилактики заболеваний органов чувств.

12

Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушение.

Тема 6. Нервная система (7 часов)

13

Строение нервной системы

14

Значение нервной системы. Л.Р : Составления рефлекторной дуги.

15

Строение и функции спинного мозга.

16

Строение и функции головного мозга.

17

Контрольная работа по темам «Общий обзор организма человека», «Гуморальная и нервная регуляция»

18

Полушария большого (переднего) мозга (строение)

19

Полушария большого (переднего) мозга. Л.р.: Определение объёма внимания.

Тема 7. Анализаторы (6 часов)

20

Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор.

21

Строение и функции глаза.

22

Анализаторы слуха и равновесия. Л. р.: Составление пути прохождения звука.

23

Кожно-мышечная чувствительность.

24

Обоняние. Вкус.

Тема 8. Опора и движение(9 часов).

25

Кости скелета. Строение скелета

Характеризуют роль опорно-двигательной системы в жизни человека. Распознают на наглядных пособиях части скелета. Классифицируют и характеризуют типы соединения костей. Описывают особенности химического состава и строения костей. Характеризуют особенности строения скелетных мышц. Распознают на таблицах основные мышцы человека. Обосновывают условия нормального развития опорно-двигательной системы. Осваивают приѐмы оказания первой доврачебной помощи при переломе

26

Строение, свойства костей, типы их соединений.

27

Первая помощь при растяжке связок, вывихе суставов, переломах.

28

Мышцы, их строение. Основные группы мышц.

29

Работа мышц.

30

Лаб. Работа: Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц. Значение физических упражнений для формирования опоры и движения.

31

Контрольная работа по теме «Анализаторы», «Опора и движение»

32

Анализ контрольной работы

Тема 9. Внутренняя среда организма (4 часа)

33

Внутренняя среда организма. Лаб. Работа:. Изучение микроскопического строения крови.

Выделяют существенные признаки внутренней среды организма. Сравнивают между собой клетки крови. Выявляют взаимосвязь между строением клеток крови и выполняемыми ими функциями. Объясняют механизм свѐртывания и переливания крови. Определяют существенные признаки иммунитета. Объясняют сущность прививок и их значение

34

Плазма крови, ее состав. Значение крови. Свертывание крови

35

Как наш организм защищается от инфекций.

36

Группа крови. Переливание крови. Резус-фактор.

Тема 10. Транспорт веществ (4 часа)

37

Органы кровообращения.

Выделяют существенные признаки транспорта веществ в организме. Распознают на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем о описывают их строение. Описывают движение крови по кругам кровообращения. Называют и характеризуют этапы сердечного цикла. Сравнивают особенности движения крови по артериям и венам. Осваивают приѐмы измерения пульса, кровяного давления; оказания первой доврачебной помощи при кровотечениях

38

Работа сердца. Лаб. работа: Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

39

Движение крови по сосудам.

40

Заболевания сердечно-сосудистой системы и их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.

Тема 11. Дыхание (5 часов)

41

Строение органов дыхания

Выявляют существенные признаки дыхательной системы, процессов дыхания и газообмена. Распознают на таблицах органы дыхания, описывают их строение и функции. Сравнивают газообмен в лѐгких и тканях. Обосновывают необходимость соблюдения гигиенических мер и мер профилактики лѐгочных заболеваний. Осваивают приѐмы оказания первой доврачебной помощи при спасении утопающего и отравлении угарным газом

42

Газообмен в легких и тканях

43

Дыхательные движения. ЖЭЛ

44

Регуляция дыхания

45

Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушениях дыхания.

Тема 12. Пищеварение(5 часов)

45

Пищевые продукты, питательные вещества и их превращение в организме.

Выделяют существенные признаки процессов питания и пищеварения. Распознают органы пищеварительной системы на таблицах и муляжах. Характеризуют особенности процессов пищеварения в разных отделах пищеварительной системы. Называют компоненты пищеварительных соков. Объясняют механизм всасывания веществ. Доказательно объясняют необходимость соблюдения гигиенических мер и профилактических мер нарушения работы пищеварительной системы

47

Пищеварение в ротовой полости. Лаб. работа : Воздействие слюны на крахмал.

48

Пищеварение в желудке

49

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

50

Гигиена питания. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний.

Тема 13. Обмен веществ и энергии. Витамины

(2 часа)

Выделяют существенные признаки обмена веществ и превращения энергии. Характеризуют особенности обмена органических веществ, воды и минеральных солей в организме человека. Раскрывают значение витаминов в организме, причины гиповитаминоза и гипервитаминоза

51

Пластический и энергетический обмены

52

Витамины.

Тема 14. Выделение (2 часа)

53

Выделение

Изучают строение почек.

Характеризуют строение кожи. Объясняют суть процесса терморегуляции, роль процессов закаливания. Осваивают приѐмы оказания первой помощи при повреждениях кожи, тепловых и солнечных ударах. Обобщают и обосновывают гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой

54

Заболевание почек и предупреждение их заболеваний.

Тема 15. Покровы тела (3часа)

55

Строение кожи, функции

56

Роль кожи в терморегуляции организма

57

Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви.

Тема 16. Размножение и развитие (2 часа)

58

Половая система человека

Выявляют существенные признаки процессов воспроизведения и развития организма человека. Описывают строение органов половой системы человека, распознают их на таблицах. Описывают основные этапы внутриутробного развития человека. Характеризуют возрастные этапы развития человека

59

Развитие человека. Возрастные процессы.

Тема 17. Высшая нервная деятельность (7 часов)

Выделяют особенности высшей нервной деятельности человека. Объясняют рефлекторный характер высшей нервной деятельности человека. Выделяют существенные признаки психики человека. Характеризуют типы нервной системы. Объясняют значение сна, описывают его фазы

60

Рефлекс-основа нервной деятельности.

61

Торможение. Его виды и значение

62

Сон и сновидение

63

Особенности высшей нервной деятельности человека

64

Типы нервной деятельности. Л.р.: Изучение темпераментов человека.

65

Повторение и обобщение материала за год

66

Итоговая контрольная работа

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса.

Литература:

1. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек 8 класс.: Учеб. для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2013.

2. Сонин Н.И. «Биология. Человек». Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа

3. Программа основного общего образования по биологии 8 класс для общеобразовательных учреждений. Сонин Н.И. – М.: Дрофа 2011.

Литература для учителя:

1. Н.Б. Ренева, Н.И. Сонин.  Методическое пособие к учебнику  Н.И.Сонина, М.Р. Сапина «Биология.  Человек». – М.: Дрофа, 2006.

2. Сонин Н.И. «Биология. Человек». Тематическое планирование. – М.: Дрофа, 2006.

3. Е.В. Краева. Тесты по биологии к учебнику Сонина Н.И., М.Р. Сапина «Биология.  Человек». 8 класс. – М.: «Экзамен», 2008.

Интернет – ресурсы:

1.сайт http://www.drofa.ru

2.Опорно-двигательная система человека: образовательный сайт. http://www.skeletos.zharko.ru

3. сайт htt:// f ejon.edu.pu.

4. сайт htt://school-collectjon.edu.ru.

Учебно-лабораторное оборудование и техническое оснащение образовательного процесса:

1. Таблицы.

2. Натуральные объекты.

3. Гербарии.

4. Модели.

5. Микроскопы.

6. Микропрепараты.

7. Лабораторное оборудование.

8. Требования к уровню подготовки выпускника

Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать, понимать:

  • признаки сходства и отличия человека и животных;
  • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
  • особенности  организма человека: его строения и жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

Учащиеся должны уметь:

· объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. Зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;

· изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.

· распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;

· выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;

· сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;

· определять: принадлежность человека к к определенной систематической группе;

· анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;

· проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;

· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.





Пользователям
Логин   
Пароль 


 

Новости
В данном разделе новостей нет