Главная Новости Форум Файлы
муниципальное образовательное учреждение "Дубровская основная общеобразовательная школа"
Рабочая программа по Химии 9 кл

«ДУБРОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ФИЛИАЛ МОУ «НОВОРЖЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

РАССМОТРЕНО:  «УТВЕРЖДАЮ»:

Руководитель  МО   Директор МОУ 

Новоржевской средней школы «Новоржевская средняя школа»  

____________ Юпатова Т.И.  ___________ Меркулова В.А.

Протокол №  от «  » 08.2016г.  Приказ № от « »08.2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии

в 9 классе

учителя I квалификационной категории

Мишанёвой Т.В.

2016 -2017 учебный год

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по химии 9 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации в редакции от 17 декабря 2010г. №1897) на основе:

1. основной образовательной программы основного общего образования «Дубровская основная общеобразовательная школа» филиал МОУ «Новоржевская средняя школа» (принята на педагогическом совете протокол №1 от 26 августа 2015 г.)

2. Авторской программы по химии - Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классах общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2007.

3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к исполнению в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015учебный год.  Используемый учебник: Габриелян О.С. Химия-9; М. Дрофа, 2011

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Основные задачи учебного курса

Изучить важнейшие факты, понятия, законы и теории, химический язык, доступные обобщения и понятия о принципах химического производства;

Развить  умения работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с природой;

Раскрыть роли химии  в решении глобальных проблем человечества;

Развивать  личность обучающихся, формировать  у них гуманистические отношения  и экологически целесообразное поведение в быту и в трудовой деятельности.

В основу курса положены идеи:

- материального единства и взаимосвязи объектов и явлений природы;

- взаимосвязи состава, строения, свойств, получения и применения веществ и материалов;

- ведущей роли теоретических знаний для объяснения и прогнозирования химических явлений, оценки их практической значимости;

- развития химической науки и производства химических веществ и материалов для удовлетворения насущных потребностей человека и общества, что способствует решению глобальных проблем современности;

- генетической связи между веществами.

Основное содержание курса химии в 9 классе сводится к изучению химии  простых веществ (металлов и неметаллов) и их соединений на основе теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций. Рассмотрение на заключительном этапе соединений углерода позволяет сделать плавный и закономерный переход к общему знакомству с органическими веществами. Такое знакомство предполагает не рассмотрение гомологических рядов, а сравнение строения и свойств углеводородов, кислородсодержащих органических веществ, важнейших природных соединений.

Значительное место в курсе химии отведено химическому эксперименту, который способствует формированию у учащихся навыков работы с химическим оборудованием и реактивами, учит безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в химическом кабинете и в быту.


2. Общая характеристика учебного предмета «ХИМИЯ»

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учащиеся должны овладеть такими познавательными учебными действиями, такими как умение формулировать проблему и гипотезу, ставить цели и задачи, строить планы достижения целей и решения поставленных задач, проводить эксперимент и на его основе делать выводы и умозаключения, представлять их и отстаивать свою точку зрения. Кроме этого, учащиеся должны овладеть приемами, связанными с определением понятий: ограничивать их, описывать, характеризовать и сравнивать. Следовательно, при изучении химии в основной школе учащиеся должны овладеть учебными действиями, позволяющими им достичь личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов.

Основное содержание курса химии 9 класса сводится к изучению отдельных, наиболее практически ценных веществ, закономерностях протекания химических реакций.

Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в программе по химии нашли отражение основные содержательные линии предмета:

вещество — знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;

химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, о способах управления химическими процессами;

применение веществ — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;

язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, которые их обозначают, номенклатура неорганических веществ, т.е. их названия (в том числе тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.

Велика роль учебного предмета химии в воспитании общей культуры, научного мировоззрения, нравственности, воли и других черт личности, а также в формировании химической и экологической культуры, поскольку экологические проблемы имеют в своей основе преимущественно химическую природу, а в решении многих из них используются химические средства и методы. Это подчеркивает значимость учебного предмета химии, необходимость усиления химической компоненты в содержании экологического образования.

3.Описание места учебного предмета «ХИМИЯ» в учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации и базисного учебного плана МОУ «Дубровская основная общеобразовательная школа» на 68 часов в год (2 ч. в неделю).

Данная рабочая программа может быть реализована  при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса.

В авторскую программу внесены следующие изменения:

1.Увеличено число часов на изучение тем:

-тема 1 «Металлы» вместо 15 часов – 18 часов;

-тема 5 «Органические соединения» вместо 10 часов - 11часов, так как эти темы содержат наиболее важные вопросы курса химии основной школы.

2.Сокращено число часов

- на повторение « Основных вопросов  курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса» на 2 часа за счет исключения темы «Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете ТЭД и процессов окисления и восстановления», т. к. этот материал частично включен в тему «Генетические ряды металла и неметалла» и повторяется при дальнейшем изучении курса химии 9 класса.

3. Из авторской программы исключена часть учебного материала, который отсутствует в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ для основной школы, также исключены некоторые демонстрационные опыты и лабораторные работы из-за недостатка времени на их выполнение при 2 часах в неделю, так как авторская программа предусматривает 2/3 часа в неделю.

4. В тему «Неметаллы» включен урок «Кислород», т.к. этот материал входит в обязательный минимум  содержания основных образовательных программ.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «ХИМИЯ»

Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения:

¾ осознавать единство и целостность окружающего мира,

¾ возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

¾ постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

¾ осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

¾ оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

¾ оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

¾ формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

¾ самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

¾ выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

¾ составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

¾ работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

¾ в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Выпускник получит возможность научиться:

¾ самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

¾ самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

¾ выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

¾ адекватно оценивать свои возможности достижения цели определѐнной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

Познавательные УУД:

¾ анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

¾ выявлять причины и следствия простых явлений;

¾ осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

¾ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

¾ создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

¾ составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);

¾ преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

¾ уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать еѐ достоверность.

Коммуникативные УУД:

¾ Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

Выпускник получит возможность научиться:

¾ продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

¾ договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

¾ брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

¾ владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

¾ следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнѐрам, внимания к личности

¾ другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнѐрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:

v осознание роли веществ:

- определять роль различных веществ в природе и технике;

- объяснять роль веществ в их круговороте.

v рассмотрение химических процессов:

- приводить примеры химических процессов в природе;

- находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.

v использование химических знаний в быту:

– объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.

v объяснять мир с точки зрения химии:– перечислять отличительные свойства химических веществ;

– различать основные химические процессы;

- определять основные классы неорганических веществ;

v - понимать смысл химических терминов.

овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:

- характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;

- проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

v умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе:

- использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;

– различать опасные и безопасные вещества

5. Содержание программы «ХИМИЯ» Химия 9 класс

Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева  (6 ч)

Характеристика элемента по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Демонстрации. Различные формы таблицы Д. И. Менделеева. Модели атомов элементов 1—3-го периодов.

Лабораторные опыты.

1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

Тема 1. Металлы (18 ч)

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И.Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Металлы в природе. Общие способы их получения.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая  характеристика  элементов  главной  подгруппы  II  группы. Строение  атомов.

Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества.

Генетические ряды Fe+2 и Fe+3. Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.

Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов.

Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты.

1. Ознакомление с физическими свойствами металлов

2. Взаимодействие метал­лов с растворами кислот и солей.

3. Получение гидроксида алюминия и его взаимо­действие с растворами ки­слот и щелочей.

4. Ознакомление с образ­цами природных соедине­ний металлов.

5. Качественные реакции на ионы железа (II) и (III).

Тема 2. Практикум 1. Свойства металлов и их соединений (3 ч)

1.Осуществление цепочки химических превращения.

2.Получение и свойства соединений металлов.

3.Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов.

Тема 3. Неметаллы (23 ч)

Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл».

Водород. Положение водорода в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение,

свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их

применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение.

Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации. Образцы галогенов простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, с алюминием. Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты.

Качественная реакция на хлорид-ион.

Качественная реакция на сульфат-ион.

Распознавание солей аммония

Получение углекислого газа и его распознавание.

Качественная реакция на карбонат-ион.

Тема 4. Практикум 2. Свойства соединений неметаллов (3 ч)

1. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода».

3. Получение, собирание и распознавание газов

Тема 5. Органические вещества (11 часов)

Возникновение и развитие органической химии. Теория химического строения А.М.Бутлерова

Изомерия. Углеводороды. Классификация углеводородов. Номенклатура углеводородов. Природные источники углеводородов. Применение углеводородов. Причины многообразия углеводородов. Спирты.

Карбоновые кислоты. Жиры. Углеводы. Аминокислоты и белки.

Лабораторные опыты

Окисление спирта в альдегид

Изучение свойств карбоновых кислот

Изучение свойств глюкозы

Качественная реакция на белки

Изготовление моделей углеводородов

Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (4 часа)

Периодический закон и перио­дическая сис­тема химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. Строение ве­ществ. Классификация химических ре­акций. Классификация веществ.

6. Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов

и тем уроков

Всего часов

Из них

Практических

Контрольных

1.

Повторение основных вопросов курса 8класса

6

2.

Тема 1. Металлы

18

1

3.

Тема 2. Практикум №1

3

3

4.

Тема 3. Неметаллы

23

1

5.

Тема 4. Практикум № 2

3

3

6.

Тема 5. Органические соединения

11

1

7.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

4

Итого

68

4

3


Поурочное планирование

№ п/п

Название раздела

Тема урока

Изучаемые вопросы

Эксперимент:

Д. демонстрационный,

Л.– лабораторный,

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6 часов)

1-2

Характеристика химического элемента на основании положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева

Строение атома.  Характер простого ве­щества; сравнение свойств про­стого вещества со свойст­вами про­стых веществ, обра­зованных сосед­ними по пе­риоду элементами; ана­ло­гично для соседей по под­группе. Со­став и характер высшего ок­сида, гидроксида, летучего во­дородного соеди­нения (для неметаллов). Гене­тические ряды металла и не­металла. Свойства электролитов в свете ТЭД

Д. ПСХЭ

Предварительный контроль

3

Амфотерные соединения

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента

Л/о №1. Получение гидроксида цинка и изучение его свойств

4-5

Периодический закон и ПСХЭ

Д. И. Менделеева и строение атома

Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодиче­ская система химических эле­ментов Д.И.Менделеева – гра­фическое ото­бражение Перио­дического закона. Значение Периодического закона и пе­риодической системы химиче­ских элементов Д.И. Менде­леева. Закономерности из­менения свойств элементов в периодах и группах.

Д. ПСХЭ

6

Решение задач и упражнений

Решение расчётных задач, в том числе на долю выхода от теоретически возможного

Тема 1. Металлы (18 часов)

7

Положение ме­таллов в перио­дической сис­теме химических элементов Д.И.Менделеева, строение их атомов и физи­ческие свойства

Положение металлов в перио­дической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Особенности строения атомов металлов. Металлическая кри­сталлическая решётка и ме­таллическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Значение металлов в развитии человеческой циви­лизации.

Д. Образцы различных ме­таллов.

Текущий контроль.

Л/о №2 Ознакомление с физическими свойствами металлов

8-9

Химические свойства метал­лов. Электрохи­мический ряд напряжений ме­таллов

Химические свойства метал­лов как восстановителей. Электрохимический ряд на­пряжений металлов и его ис­пользование для характери­стики химических свойств конкретных металлов..

Д. Взаимодействие метал­лов с неметаллами.

Л/о № 3 Взаимодействие метал­лов с растворами кислот и солей.

Текущий контроль

10

Коррозия металлов

Типы и виды коррозии

Д. Опыты, демонстрирующие коррозию металлов  и способы защиты их от коррозии

11

Сплавы

Сплавы, их классификация, свойства и значение.

Д. Образцы сплавов.

Текущий контроль

12

Металлы в при­роде. Способы получения ме­таллов

Нахождение металлов в при­роде. Способы получения ме­таллов: пиро-, гидро- и элек­трометаллургия.

13-14

Щелочные ме­таллы и их со­единения.

Строение атомов щелочных металлов. Щелочные металлы – простые вещества, их физи­ческие и химические свойства. Важнейшие соединения ще­лочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли, их свой­ства и применение в народном хозяйстве.

Д. Образцы щелочных ме­таллов. Взаимодействие натрия, лития с водой; на­трия с кислородом.

Л/ о №4 Ознакомление с образ­цами природных соедине­ний натрия.

15 - 16

Щелочнозе­мельные ме­таллы и их со­единения.

Строение атомов щелочнозе­мельных металлов. Щелочно­земельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства.

Д. Образцы щелочнозе­мельных металлов.

Взаи­модействие кальция с во­дой; магния с кислородом.

17

Соединения кальция.

Получение и применение ок­сида кальция (негашёной из­вести). Получение и примене­ние гидроксида кальция (га­шеной извести). Разновидно­сти гидроксида кальция (из­вестковая вода, известковое молоко, пушонка). Соединения кальция как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк).

Л. Ознакомление с образ­цами природных соедине­ний кальция.

18-19

Алюминий и его соединения.

Строение атома алюминия. Физические и химические свойства алюминия - простого вещества. Области примене­ния алюминия. Природные со­единения алюминия. Соедине­ния алюминия - оксид и гидро­ксид, их амфотерный харак­тер.

Л/о №5 Получение гидроксида алюминия и его взаимо­действие с растворами ки­слот и щелочей.

Л/о №4 Ознакомление с образ­цами природных соедине­ний алюминия.

20-21

Железо и его со­единения.

Строение атома железа. Сте­пени окисления железа. Физи­ческие и химические свойства железа – простого вещества. Области применения железа.

Оксиды и гидроксиды железа. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа.

Л/о № 6 Качественные реакции на ионы железа (II) и (III).

Л/о №4 Ознакомление с образ­цами природных соедине­ний железа.

Текущий контроль

22-23

Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы».

Обобщение знаний. Решение задач и упражнений.

Подготовка к к /р

24

Контрольная ра­бота № 1 по теме «Металлы».

Провести РНО

Практикум №1 (3 часа)

25

Пр/р №1. Осуществление цепочки химических превращений металлов

Отчет по работе

26

Пр/р № 2 Получение и свойства соединений металлов

Отчет по работе

27

Пр/р № 3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ

Отчет по работе

Тема 3. Неметаллы (23 часа)

28

Общая характе­ристика неме­таллов.

Положение неметаллов в пе­риодической системе химиче­ских элементов Д.И. Менде­леева. Особенности строения атомов неметаллов. Электро­отрицательность, ряд электро­отрицательности. Кри­сталли­ческое строение неме­таллов – простых веществ. Ал­лотропия. Физические свой­ства неметал­лов. Состав воз­духа.

Д. Коллекция образцов не­металлов в различных аг­регатных состояниях.

Модели кристаллических решёток

29

Водород, его физические и химические свойства.

Двойственное положение во­дорода в периодической сис­теме химических элементов Д.И.Менделеева. Физические и химические свойства водо­рода, его получение, примене­ние. Распознавание водорода.

30

Общая характе­ристика галоге­нов.

Строение атомов галогенов и их степени окисления. Строе­ние молекул галогенов. Физи­ческие и химические свойства галогенов. Применение гало­генов и их соединений в на­родном хозяйстве.

Д. Образцы галогенов – простых веществ.

31

Соединения га­логенов.

Галогеноводороды и их свой­ства. Галогениды и их свой­ства. Применение соединений галогенов в народном хозяй­стве. Качественная реакция на хлорид-ион.

Д. Образцы природных соединений хлора.

Л/о № 7 Качественная реакция на хлорид-ион.

¾

32

Кислород, его физические и химические свойства.

Кислород в природе. Физиче­ские и химические свойства кислорода. Горение и медлен­ное окисление. Получение и применение кислорода. Распо­знавание кислорода.

Д. Горение серы в кислороде. Получение ки­слорода разложением пер­манганата калия и перок­сида водорода, собирание и распознавание кислорода.

33

Сера, её физиче­ские и химиче­ские свойства.

Строение атома серы и сте­пени окисления серы. Алло­тропия серы. Химические свойства серы. Сера в при­роде. Биологическое значение серы, её применение (демер­куризация).

Д. Взаимодействие серы с металлами и кислородом. Образцы природных со­единений серы.

34

Оксиды серы.

Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и приме­нение. Сернистая кислота и её соли.

Д. Получение оксида серы (IV), его взаимодействие с водой и со щёлочью.

35

Серная кислота и её соли.

Свойства серной кислоты в свете теории электролитиче­ской диссоциации и окисли­тельно-восстановительных ре­акций. Сравнение свойств концентрированной и разбав­ленной серной кислоты. При­менение серной кислоты. Соли серной кислоты и их примене­ние в народном хозяйстве. Ка­чественная реакция на суль­фат-ион.

Д. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов. Разбавление концентрированной серной кислоты. Свойства разбав­ленной серной кислоты.

Л/о № 8 Качественная реакция на сульфат-ион.

36

Азот, его физи­ческие и хими­ческие свойства.

Строение атома и молекулы азота. Физические и химиче­ские свойства азота в свете представлений об окисли­тельно-восстановительных ре­акциях. Получение и примене­ние азота. Азот в природе и его биологическое значение.

37

Аммиак и его свойства.

Строение молекулы аммиака. Физические и химические свойства, получение, собира­ние и распознавание аммиака.

Д. Получение, собирание и распознавание аммиака. Растворение аммиака в воде и взаимодействие ам­миака с хлороводородом.

38

Соли аммония.

Состав, получение, физиче­ские и химические свойства солей аммония: взаимодействие со щелочами и разложение. Применение солей аммония в народном хо­зяйстве.

Л/о № 9 Распознавание солей аммония.

39

Оксиды азота (II) и (IV).

Оксиды азота. Физические и химические свойства оксида азота (IV), его получение и применение.

40

Азотная кислота и её свойства.

Состав и химические свойства азотной кислоты как электро­лита. Особенности окисли­тельных свойств концентриро­ванной азотной кислоты. При­менение азотной кислоты.

Д. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

41

Соли азотной кислоты.

Нитраты и их свойства. Про­блема повышенного содержа­ния нитратов в сельскохозяй­ственной продукции.

Д. Образцы важнейших для народного хозяйства нитратов.

42

Фосфор, его фи­зические и хи­мические свой­ства.

Строение атома фосфора. Ал­лотропия фосфора. Химиче­ские свойства фосфора. При­менение и биологическое зна­чение фосфора.

Д. Образцы природных со­единений фосфора. Полу­чение белого фосфора из красного.

43

Оксид фос­фора (V). Ортофосфорная ки­слота и её соли.

Оксид фосфора (V) - типич­ный кислотный оксид. Орто­фосфорная кислота и три ряда её солей: фосфаты, гидрофос­фаты и дигидрофосфаты.

Д. Образцы важнейших для народного хозяйства фосфатов.

44

Углерод, его фи­зические и хи­мические свой­ства.

Строение атома углерода. Ал­лотропия: алмаз и графит. Физические и химические свойства углерода.

Д. Образцы природных со­единений углерода.

45

Оксиды угле­рода.

Оксид углерода (II) или угар­ный газ: получение, свойства, применение. Оксид углерода (IV) или углекислый газ: по­лучение, свойства, примене­ние.

Л/о № 10 Получение углекислого газа и его распознавание.

46

Угольная ки­слота и её соли.

Состав и химические свойства угольной кислоты. Карбонаты и их значение в природе и жизни человека. Переход кар­бонатов в гидрокарбонаты и обратно. Распознавание кар­бонат-иона среди других ио­нов.

Д. Образцы важнейших для народного хозяйства карбонатов.

Л/о № 11 Качественная реакция на карбонат-ион.

47-48

Кремний и его соединения.

Строение атома кремния, сравнение его свойств со свойствами атома углерода. Кристаллический кремний: его свойства и применение. Оксид кремния (IV) и его природные разновидности. Кремниевая кислота и её соли. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие си­ликатной промышленности.

Д. Образцы природных со­единений кремния. Об­разцы стекла, керамики, цемента.

49

Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы».

Решение задач и упражнений.

Подготовка к контрольной работе.

Подг к к/р

50

Контрольная ра­бота № 2 по теме «Неметаллы»

51

Пр/р № 4.  Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода».

Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппа кислорода».

Отчет по работе

52

Пр/р № 5. Эксперимен­тальные задачи по теме «Под­группы азота и углерода».

Эксперимен­тальные задачи по теме: «Под­группы азота и углерода».

Отчет по работе

53

Пр/р № 6. Получение, соби­рание и распо­знавание газов.

По­лучение, соби­рание и распо­знавание газов.

Отчет по работе

Тема 5. Органические соединения (11 часов)

54

Предмет орга­нической химии.

Вещества органические и не­органические. Особенности органических веществ. При­чины многообразия органиче­ских соединений. Валентность и степень окисления углерода в органических соединениях. Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова. Структурные формулы. Значение органиче­ской химии.

Д. Модели молекул орга­нических соединений.

Д. Коллекция «Нефть и продукты её переработки».

55-56

Предельные углеводороды (ме­тан, этан).

Строение молекул метана и этана. Физические свойства метана. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

Д. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.

Л/о № 14 Изготовление моделей молекул метана и этана.

57

Непредельные углеводороды (этилен).

Строение молекулы этилена. Двойная связь. Химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бро­мом). Реакция полимеризации.

Д. Взаимодействие этилена с бромной водой и раство­ром перманганата калия.

Образцы различных из­делий из полиэтилена.

58

Спирты.

Спирты – представители ки­слородсодержащих органиче­ских соединений. Физические и химические свойства спир­тов. Физиологическое дейст­вие на организм метанола и этанола.

Д. Образцы этанола и гли­церин. Качественная реак­ция на многоатомные спирты.

Л/о № 15 Свойства глицерина.

59

Карбоновые ки­слоты.

Уксусная кислота, её свойства и применение. Уксусная ки­слота – консервант пищевых продуктов. Стеариновая ки­слота – представитель жирных карбоновых кислот.

Д. Взаимодействие уксус­ной кислоты с металлами, оксидами металлов, осно­ваниями и солями.

60-61

Биологически важные веще­ства: жиры, белки, углеводы.

Жиры в природе и их приме­нение. Белки, их строение и биологическая роль. Глюкоза, крахмал и целлюлоза (в срав­нении), их биологическая роль. Калорийность белков, жиров и углеводов.

Д. Цветные реакции бел­ков.

Л/о № 16 Взаимодействие глюкозы с Cu(OH)2 без нагревания и при нагревании

Л/0 № 17 Взаимодействие крах­мала с йодом.

62

Полимеры

Природные, химические, синтетические полимеры. Получение: реакции полимеризации и поликонденсации.

Д. Образцы пластмасс, волокон, каучуков

63

Обобщение знаний об органических веществах

Решение задач и упражнений

Подготовка к к/р

64

Итоговая контрольная работа

Обобщение знаний по химии за курс основной школы (4 часа)

65

Периодический закон и перио­дическая сис­тема химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома.

Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодиче­ская система химических эле­ментов Д.И.Менделеева – гра­фическое ото­бражение Перио­дического закона. Физический смысл номера эле­мента, но­мера периода и номера группы. Закономерности из­менения свойств элементов в периодах и группах. Значение Периодического закона и пе­риодической системы химиче­ских элементов Д.И. Менде­леева

Реш.зад. и упр.,

66

Строение ве­ществ.

Типы химических связей, типы кристаллических решё­ток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Д. Кристаллические ре­шётки алмаза и графита.

67

Классификация химических ре­акций.

Классификация химических реакций по различным при­знакам (число и состав реаги­рующих и образующихся ве­ществ; тепловой эффект; ис­пользование катализатора; на­правление; изменение степе­ней окисления атомов).

Реш зад. и упр.

68

Классификация веществ.

Простые и сложные вещества. Генетические ряды металла, неметалла. Оксиды (основные и кислотные), гидроксиды (ос­нования и кислоты), соли: со­став, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений об окислительно-восстанови­тельных реакциях.

Реш. зад. и упр.


7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классах общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2007.

2. Габриелян О. С. Химия. 9 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9»/ М.: Дрофа, 2005

3. Габриелян О.С. Химия-9, М.Дрофа, 2011

4. Габриелян О.С. Химия 9кл. Рабочая тетрадь, М. Дрофа, 2014

5. Габриелян О. С. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. Химия 8 класс. М.: Дрофа, 2014

Интернет- ресурсы

1. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна) (http://school-collection.edu.ru/).

2. http://shkolnye-prezentacii.ru/himiya/11-klass-himiya/prezentaciya-na-temu-metallicheskaya-svyaz.html - школьные презентации

3. http://www.himikatus.ru/org_video.php - опыты по химии

4. http://interneturok.ru/ru Уроки школьной программы

5. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

6. http://natursciences.area7.ru/?c=chemistry Преподавание химии

Наборы реактивов и оборудования для проведения химического эксперимента.

Наборы для моделирования молекул.

Наборы таблиц.

Коллекции.

8. Требования к уровню  подготовки выпускника

В результате изучения химии ученик должен

знать/понимать:

- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества, периодический закон;

уметь:

- называть: химические элементы, соединения изученных классов;

- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена


- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;

- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак, растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- безопасного обращения с веществами и материалами;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

- приготовления растворов заданной концентрац






Пользователям
Логин   
Пароль 


 

Новости
В данном разделе новостей нет