Главная Новости Форум Файлы
муниципальное образовательное учреждение "Дубровская основная общеобразовательная школа"
Рабочая программа по Литературе 6 класс

"Дубровская основная общеобразовательная школа»

филиал МОУ «Новоржевская средняя школа»

РАССМОТРЕНО: «УТВЕРЖДАЮ»:

Руководитель МО Директор МОУ

Новоржевской средней школы Новоржевская средняя школа

______________ Клевцова Н.И. _____________Меркулова В.А.

Протокол № _ от «__» ___ 2016г. Приказ №__ от «__» __ 2016г.

Рабочая программа

по литературе

в _6 классе

учителя _1_ квалификационной категории

Евдокимовой Е.А.

2016-2017 учебный год

Рабочая учебная  программа  по литературе  составлена  на  основе 

  • в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ( утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации в редакции от 17 декабря 2010 г. № 1897)

    на основе:

  • основной образовательной программы основного общего образования «Дубровская основная общеобразовательная школа» филиал МОУ «Новоржевская средняя школа» (принята на педагогическом совете протокол № 1 от 26 августа 2015г.)

  • программы  по  литературе  для  общеобразовательных  учреждений  5 - 11  классы  под  редакцией  В. Я. Коровиной и  учебника  для  общеобразовательных  учреждений под  редакцией  В.Я. Коровиной ( Литература.  В 2ч.  М.: Просвещение)

На  изучение  курса отводится  68  часов из  расчёта  2  часа  в  неделю.


1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
 • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
 • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
 • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
 • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
 • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
 • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
 • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. 
Предметные результаты:
 • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX— XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
 
 • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценки;
умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней; • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
 • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского языка в го эстетической функции,  роли изобразительно - выразительных языковых средств.
 

2.Содержание программы

ВВЕДЕНИЕ 1 час.
В дорогу зовущие. Литература как художественное отражение жизни. Книга и ее роль в жизни человека. Художественное произведение и его автор.


Устное народное творчество. 3 часа.
Русский фольклор.
Календарно-обрядовые песни. Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни: колядки, масленичные, весенние, осенние. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Малые жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тематики.
Народная мудрость и неисчерпаемое богатство русского фольклора: обрядовых песен, пословиц, поговорок. Выражение в них народного духа. Афористичность фольклорных жанров.
 
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1 час.
Древнерусская литература. Русская летопись и история её возникновения. Люди Древней Руси. Отражение в летописи исторических событий и народных идеалов (патриотизма, ума, смелости, отваги, находчивости). Связь
древнерусской литературы с устным народным творчеством. Русская летопись.
«Сказание о белгородском киселе»
 
ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА 3 часа.
Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце.
«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.
Особенности литературного языка 18 века.
 
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА 31 час.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе –баснописце.
Басни «Листы и корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория.
 
Александр Сергеевич Пушкин. Дружба в жизни поэта. Стихотворение «И.И. Пущину»
Лицейские годы и лицейская лирика А.С.Пушкина. Искренняя, глубокая дружба. Жанр стихотворного послания. Стихотворение А.С. Пушкина «Узник», «Туча». Период кишиневской ссылки в жизни поэта. Вольнолюбивая лирика Пушкина. Стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро», «Зимняя дорога». Пейзажная лирика поэта. Двусложные размеры стиха.
Поэты пушкинской поры. Е.А, Баратынский. Стихотворения «Весна, весна! Как воздух чист!», «Чудный град порой сольётся…». Родная природа в произведениях Е.Баратынского. Выражение в них чувств, мыслей, мироощущения и настроения лирического героя.
Роман «Дубровский». История создания романа. Картины жизни русского барства.
Конфликт двух помещиков. Проблематика произведения. Образ «благородного разбойника» в романе А.С. Пушкина «Дубровский» Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма. Бунт крестьян. Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Воспитание и характер Маши Троекуровой, ее взаимоотношения с отцом. Сцена объяснения с Дубровским. Второе свидание Маши и Дубровского. Сюжет и композиция романа «Дубровский» Композиция и сюжет.
Последовательность раскрытия темы. Художественные средства, с помощью которых автор рассказывает о своих героях.
«Повести Белкина». «Повести Белкина» - книга (цикл) повестей. Сюжет и герои повести.
Мир русской усадьбы. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Барышня- крестьянка». «Выстрел». Выстрел»: три выстрела и три рассказа о них. Повествование от лица вымышленного героя как художественный приём.
 
Михаил Юрьевич Лермонтов. Детские годы поэта в Тарханах. Жизнь М.Ю. Лермонтова в Москве. Стихотворение «Тучи». Мотивы одиночества и тоски поэта-изгнанника.
Мотивы грусти, одиночества, тоски и любви поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Особенности поэтических интонаций стихотворения. Восточное сказание М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Тема поверженной красоты.
Разрушение красоты и гармонии человека с миром природы. Особенности композиции стихотворения. Олицетворение как один из художественных приемов, его роль. Аллитерация. Поэтическая интонация.
Мотивы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «На севере диком», «Утес»,«Листок», «Когда волнуется желтеющая нива…». Антитеза как основной композиционный прием стихотворений. Особенности выражения мотива одиночества.
Личность поэта. Чувство одиночества и тоски. «Парус», «Утес».
Трехсложные размеры стиха.
Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Самобытная культура Украины в повестях Гоголя. Реалистическое и фантастическое в повести. Поэтизация вольности, чистой и светлой любви. Фантастическое и реальное в повести. Юмор в повести.
Иван Сергеевич Тургенев. Иван Сергеевич Тургенев - автор «Записок охотника», их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Изображение крестьянских детей в рассказе: портреты героев как средство изображения их характеров.
Народные верования и предания. Авторское отношение к героям. Мастерство И.С.Тургенева. Смысл рассказа «Бежин луг» И.С. Тургенев – мастер пейзажа. Роль детали.
Смысл названия рассказа.
 
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Ф. И. Тютчев.
Стихотворения «С поляны коршун поднялся...», «Листья», «Неохотно и несмело...»
Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и
земная обреченность человека.
А. А. Фет. А.А.Фет - русский поэт 19 века. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы...», «Вечер».
Переплетение природы и любви. Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного, как естественный мир истинной красоты. Мелодичность, лиричность, напевность лирики Фета.
 
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте. Н.А.Некрасов -певец тяжелой доли русского народа. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда и прекрасной осенней поры, изображенные в стихотворении. Величие народа в созидании духовных и материальных ценностей Своеобразие композиции и языка стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога» Особенности композиции стихотворения: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций, значение риторических вопросов.
Историческая поэма Н.А. Некрасова «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А. Некрасова
 
 
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Изображение русского характера. «Сказ о тульском косом
левше и о стальной блохе» - «шедевр лесковского творчества» (Ю. Нагибин). Понятие о сказе. Национальный характер в рассказе: талант и трудолюбие как отличительные черты русского человека Народ и власть в сказе о Левше Проблема народа и власти в рассказе.
Авторское отношение к героям. Роль антитезы в сказе. Образ повествователя. Особенности языка сказа Н. Лескова. Сказ Лескова и фольклор. Особенности языка.. Приемы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовка и их роль в произведении. Понятие каламбура.
Н.С. Лесков. Рассказ «Человек на часах». История создания рассказа. Нравственные проблемы рассказа. Отношение автора к герою. Жанр анекдота. Понятие о парадоксе.
 
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Юмор чеховских рассказов. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.
Разоблачение чинопочитания и лицемерия в рассказе.
Рассказ А.П. Чехова «Лошадиная фамилия». Юмор. Приёмы изображения комического.
Особенности стиля А. П. Чехова.
 
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА 18 часов.
 
Александр Грин. Феерия «Алые паруса». «Делать…чудеса своими руками». Душевная чистота главных героев книги А. С. Грина «Алые паруса».
 
А.П. Платонов. Слово о писателе. Сказка-быль «Неизвестный цветок». История создания сказки-были «Неизвестный цветок». Авторское отношение к героям.
 
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе. Заочная экскурсия в деревню Дунино на родину писателя. Философская притча «Кладовая солнца». Две загадки Антипыча: «что есть правда, какая она, где живет, как ее найти» и совет «ходить голенькими и разутыми». Образ мудрого правдоискателя-рассказчика. Тропа Насти. Характеристика образа Насти: черты характера, поведение, отношение к окружающим.
Тропа Митраши. Характеристика образа Митраши: черты характера, поведение, отношение к окружающим. Авторское отношение к герою. Художественные средства, с помощью которых автор рассказывает о своих героях. Особенности изображения М.Пришвиным мира природы. Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы.
 
 
А. Лиханов. Слово о писателе – земляке. Повесть А. Лиханова «Последние холода».
 
Дети и война.
Стихотворения о Великой Отечественной войне. К. Симонов. Д. Самойлов. Слово о поэтах фронтового поколения К.Симонове и Д.Самойлове. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне.
 
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Сюжет рассказа, его автобиографический характер. Яркость и самобытность языка рассказа. Авторское отношение к героям. Нравственная проблематика произведения.
Изображение жизни и быта сибирской деревни в предвоенные годы. Самобытность героев рассказа, яркость народной речи. Нравственные проблемы рассказа.
 
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского».
Отражение в произведении трудностей послевоенного времени. Герой рассказа и его сверстники. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа. Нравственные проблемы рассказа. Жизненные уроки.
Писатели улыбаются. «Чудики» Василия Макаровича Шукшина. Рассказы «Срезал»,«Критики». Слово о писателе. Особенности характеров героев-«чудиков» в рассказе В.М.Шукшина.
 
Ф.А.Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Слово о писателе.
Нравственные вопросы в рассказе. Влияние учителя на формирование детского характера.Юмор и его роль в рассказе. Смысл заглавия
 
Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. А.А. Блок и С. Есенин. Слово о поэтах. Поэтизация родной природы и средства создания поэтических образов в стихотворениях А. Блока «О, как безумно за окном…», и «Летний вечер».
Чувство любви к родной природе и Родине и способы выражения чувств в стихотворениях С. Есенина «Мелколесье. Степь и дали…» и «Пороша».
А.А.Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие...». Постижение красоты.
Н.М. Рубцов. «Тихая» лирика.
 
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 11 часов.
Мифы Древней Греции - древнейшие произведения народного творчества, колыбель европейской культуры и литературы. «Подвиги Геракла». «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Боги и герои древнегреческой мифологии. Отражение в древнегреческих мифах представлений об идеальном человеке Геродот. «Легенда об Арионе». Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии. Словоо Геродоте. Легенда об Арионе. Миф и реальность.
 
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея»(фрагменты). Гомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея». Жизнь мифа в литературе. Изображение героев и героических подвигов. Великие испытания, выпавшие на долю героев. Противоречивые образы Одиссея и Ахилла: высокое и низкое, возвышенно-поэтическое и житейски- прозаическое. Мысль Гомера о многообразии и богатстве дарований человека
 
Мигель Сервантес. Слово о писателе. Роман «Дон Кихот» (фрагменты). «Дон Кихот» - пародия на рыцарский роман. Герой, живущий в воображаемом мире. Образ Санчо Пансы.
 
И.Ф.Шиллер. -великий немецкий поэт и драматург. «Перчатка». Жанр баллады. Повествование о феодальных нравах. Рыцарь - герой, отвергающий награду и защищающий достоинство и честь. Проблема благородства, достоинства и чести в балладе Шиллера.
 
Проспер Мериме -французский писатель-реалист, мастер новеллы и разносторонняя личность. «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
 
М. Твен. Слово о писателе, памятнике его героям. Роман «Приключения Гекльберри Финна». Стремление к независимости -отличительное качество маленьких героев М.Твена.
Приемы создания детских характеров. Юмористическое и комическое в романе.
Многообразие проблематики и художественных исканий в литературе ХХ века. Сатира и юмор, постановка острых проблем современности в литературных произведениях.
 
Антуан де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. Удивительная жизнь удивительного писателя. Сказка «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча. Основные темы и мотивы сказки. Большой мир маленького принца.
 
 

Тематическое планирование литература 6 класс.

Разделы, темы

По программе

Введение.В дорогу зовущие.

1

Устное народное творчество

3

Древнерусская литература

1

Произведения русских писателей XVIII века.

3

Произведения русских писателей XIX века

31

Произведения русских писателей XX века

18

Зарубежная литература.

11

Всего

68





Пользователям
Логин   
Пароль 


 

Новости
В данном разделе новостей нет